Автомобильные новости времён СССР

ЗА ТРОСОМ НАУРАЛЕ

Приспособление это предназначено, как следует из инструкции, для вытаскивания мотоциклов Урал из коварных ловушек, которые могут подстеречь в лесу, на скользкой дороге, при переезде через канаву и т.

п. Оно представляет собой съемную лебедку, устанавливаемую на ось заднего колеса и соединенную со спицами через специальные выступы на барабане.

Изготовитель с известной долей оптимизма предполагает, что с момента приобретения изделия владельцу Урала не страшны никакие дороги и канавы, а само изделие удобно в эксплуатации и имеет малую массу. Что касается массы, то это, пожалуй, соответствует действительности и 2,5 кг в обмен на предоставляемые удобства не слишком обременят тяжелый мотоцикл. А вот относительно удобств у нас возникли некоторые сомнения. Действительно, если вы заранее установите на ось заднего колеса бронзовую втулку, то монтаж приспособления займет несколько минут. Для этого достаточно снять с барабана трос, надеть половинки барабана на втулку, введя их в зацепление со спицами, и затянуть две специальные гайки. Затем остается застопорить трос в барабане и, пропустив его под мотоциклом, закрепить за любой подходящий предмет. Собственный опыт показывает, что в пределах 15 метров, а именно это пространство отмерено нам тросом, таким наиболее подходящим предметом является, скорее всего, заранее припасенный кусок стального прутка диаметром 15 мм и длиной около 40 см, заостренный с одной стороны и имеющий ушко с другой.

Закрепив такой якорь, следует при включенной первой передаче плавно отпустить сцепление. Барабан вместе с колесом начнет вращаться, наматывая на себя трос. Мотоцикл в подобной ситуации стремится развернуться так, чтобы занять наиболее устойчивое положение, то есть задним колесом вперед. Если вы это допустите, то трос неминуемо соскочит с барабана и плотно застрянет между ним и пером маятниковой вилки. Вытаскивание его оттуда доставляет массу хлопот. Чтобы этого не случилось, следует на маятнике, а лучше на раме укрепить направляющую втулку, напоминающую полтора витка пружины с диаметром навивки 15 18 мм и шагом, обеспечивающим свободный пропуск троса. Материал направляющей должен быть достаточно прочным.

Если протяженность непроходимого участка такова, что приходится повторять процедуру самовытаскивания, то обнаружится еще одно неудобство, и весьма существенное. Дело в том, что приходится сматывать трос с барабана, постоянно продевая его между маятником, амортизатором, глушителем (довольно горячим) и колесом. Или же ставить мотоцикл на центральную подставку (а это довольно сложно в таких условиях) и тянуть за трос. При наличии задней передачи часть неудобств отпадает, но приходится преодолевать трудный участок задним ходом.

Инструкция рекомендует в любом случае после окончания операции сматывать трос и снимать барабан с оси, но это при езде по бездорожью крайне неудобно. На мой взгляд, достаточно снабдить изделие надежным фиксатором троса в намотанном состоянии, чтобы делать это много реже. Хотелось бы также, чтобы лебедку можно было использовать не только на уралах с их колесами, оснащенными спицами разной длины, но и на днепрах и на ИЖах. Это значительно увеличит популярность полезной вещи, особенно на селе.

Подводя итог сказанному, хотим заметить, что такая лебедка все-таки лучше, чем ничего, и дарит мотоциклистам реальный шанс самостоятельно преодолевать некоторые дороги средней полосы без особого риска заночевать вдали от жилья. Хочется верить, что УГК алапаевского завода Стройдормаш доработает столь нужное, но пока еще сыроватое изделие.