Автомобильные новости времён СССР

ЗА СТРОКОЙ ПРАВИЛ

Консультации по Правилам дорожного движения.

На Т-образных перекрестках в местах слияния транспортных потоков нередко создают так называемые направляющие островки, представляющие собой конструктивный элемент дороги. Их формы и размеры весьма различны, и далеко не всегда ясно, с какой стороны следует объезжать этот островок, когда поворачиваешь налево. Как в этом случае действовать!

На дороге водитель сталкивается, как правило, с двумя ситуациями. Первая — когда на таком перекрестке существует полностью необходимая для этого случая организация движения и водитель руководствуется дорожными знаками, разметкой и светофорами. Тут практически каких-либо затруднений не возникает, особенно если водитель заблаговременно проинформирован указателями направлений.

Вторая встречается чаще, когда, увы, такая организация отсутствует, хотя отдельные ее элементы и используются. В этом случае зачастую водители, поворачивающие налево, едут по кратчайшему пути, то есть объезжают направляющий островок слева и совершают при этом грубую ошибку, так как нарушают принцип правостороннего движения, установленный пунктом 1.2 Правил. Нередко такое неожиданное появление на полосе встречного движения создает аварийную ситуацию. Поэтому тут следует помнить, что направляющий островок, пусть даже относительно небольших размеров, делит проезжую часть на две самостоятельные и, какова ни была бы их протяженность, формально и фактически движение осуществляется только по правой.

Таким образом, поворачивая налево на Т-образном перекрестке с примыкающей дороги или с той, что имеет продолжение в обе стороны, направляющий островок следует всегда оставлять слева, если разметка и знаки не устанавливают другой порядок.

Можно ли проезжать нерегулируемый перекресток под «прикрытием» транспортного средства, имеющего преимущество в движении, например трамвая?

Такая возможность предусматривалась в Правилах, действовавших до 70-х годов. В настоящее время подобное положение в них отсутствует, и, следовательно, движение через перекресток с нарушением принятой последовательности, под «прикрытием» другого транспортного средства запрещено. Отступать от очередности движения при проезде перекрестков можно лишь в том случае, если траектория, или, лучше сказать, полоса движения, которую занимает ваше транспортное средство, не пересекает и не сливается с полосой (траекторией), по которой следует транспортное средство, имеющее право на первоочередное движение. Иными словами, если ваш маневр не вынудит водителя, имеющего приоритет, изменить направление движения или затормозить, проезд перекрестка можно осуществлять одновременно.

Почему Правила (п. 10.4) запрещают водителям грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонны стоять слева на улицах с односторонним движением, имеющих три и более полосы!

Это ограничение обусловлено тем, что движение на таких улицах, как правило, интенсивное, с высокими скоростями, в первую очередь на левых полосах. Грузовые автомобили, особенно большой грузоподъемности, из-за своих внушительных габаритов занимают много места и создают большие непросматриваемые зоны. Отсюда резко возрастает вероятность неожиданного появления пешехода или выезжающего на дорогу транспортного средства на полосе движения перед быстро едущим автомобилем.

Как известно, дорожные знаки 5.8.7 и 5.8.8 «Направление движения по полосам», установленные в начале участка дороги, действуют до следующего перекрестка. Означает ли это, что, следуя в предписанном направлении по полосе — прямо, водитель не должен поворачивать налево или направо во дворы и на другие прилегающие к дороге территории!

В отличие от знака 4.1.1 «Движение прямо» (приложение 1), в описании которого оговорено, что при его установке в начале участка дороги съезжать с нее можно только направо, по отношению к знакам 5.8.7 и 5.8.8 каких-либо дополнительных уточнений в Правилах нет. Отсюда следует, что эти знаки разрешают поворачивать как направо, так и налево во дворы и на другие примыкающие территории. Естественно, кроме случая, когда противоположные направления движения разделены сплошной линией разметки. Тогда левые повороты запрещены.

Кто имеет преимущество в ситуации, когда трамвай выезжает из
депо на дорогу, по которой движется безрельсовое транспортное средство!

В соответствии с п. 9.2 Правил водитель, выезжающий с места стоянки, должен уступить дорогу другим транспортным средствам. Иными словами, водитель безрельсового транспортного средства должен иметь тут преимущество. Но в то же время пункт 18.1 обязывает его уступить дорогу трамваю, когда трамвайные пути пересекают его путь движения. Противоречие? Нет, поскольку пункт 9.2 не имеет исключений в отношении трамвая и прямо относится к данной ситуации. Водитель любого, как безрельсового, так и рельсового транспортного средства, выезжая с места стоянки (трамвайного депо), не должен создавать помех транспортным средствам и пешеходам, движущимся по той дороге, на которую он выезжает. Это вытекает из того, что данная ситуация связана с началом движения. Положение же пункта 18.1 регламентирует частный случай в движении, когда пути трамвая и безрельсовых транспортных средств пересекаются вне перекрестка.

Дорога имеет две полосы для движения в одном направлении, а перед перекрестком на ней появляется справа третья — полоса торможения. Может ли водитель грузового автомобиля полной массой более 3,5 тонны оставаться на крайней левой полосе и продолжать по ней двигаться, если полоса правее свободна!

Местное уширение дороги в зоне перекрестков, образуемое полосами разгона или торможения, не изменяет характеристики дороги. Эти полосы не принимаются в расчет при определении их общего количества, то есть следует считать, что дорога по-прежнему имеет две полосы для движения в одном направлении и, стало быть, грузовой автомобиль может продолжать двигаться в прямом направлении без смены полосы. Такое решение логично. Ибо в противном случае для грузовых автомобилей оставалось бы не две, а всего одна полоса, поскольку полоса торможения предназначена для поворота направо. Вместе с тем тут уместно напомнить, что данную ситуацию мы рассматривали применительно к населенным пунктам, а вне их водители должны всегда вести транспортное средство по возможности ближе к правому краю проезжей части, то есть не занимать левую полосу при свободной правой.