Автомобильные новости времён СССР

ВОЗЛЕ ДОМА

«Самые коварные угрозы вашей безопасности начинаются за углом ближайшего к вашему дому здания, хотя вы проезжаете здесь почти ежедневно и даже стараетесь снижать скорость до 20 км/ч», — прочитал я в одном американском пособии для водителей..

Не преувеличена ли опасность этого «ближайшего к дому» поворота? Ведь мы еще с первых самостоятельных километров за рулем воспринимаем окружение возле дома, наоборот, как самое безопасное, где «стены помогают». Да и ГАИ сюда не заглядывает. Но, может быть, потому и уровень дорожной культуры мы здесь часто демонстрируем просто никудышный. И это еще не все. Ширина проездов, как правило, такова, что не разъехаться и двум легковым автомобилям, особенно зимой, если слева и справа снежные завалы. Из-за крутых поворотов — на все 90° и даже поболее минимальна обзорность дороги. А состояние проезжей части? Сколько здесь настоящих ловушек — приоткрытых люков, просевшего асфальта. Но ведь все перечисленное вроде бы только наши недостатки, о чем же тогда предупреждает американский автор своих соотечественников? Конечно, не об этом. А о том общем для всех водителей, в какой бы стране они ни проживали.

Водителя на дороге возле дома можно сравнить в определенном смысле с двигателем автомобиля, который не успел еще прогреться в первые минуты после пуска и потому работает неустойчиво, вполсилы. Водитель тоже еще не вработался, не настроился, а уже едет. Между тем особая осторожность в первые минуты поездки ему крайне необходима. Психологи изучали водителей, возможность их быть внимательными на протяжении рабочего дня. В первые 10—15 минут за рулем на решение тестовых задач они тратили около 25 секунд, на втором часу — 21, а на четвертом — до 18 секунд. Вот что такое врабатывание! Однако после четырех часов работы время снова начинало расти — сказывалось уже утомление. На десятом часу водителю снова потребовалось около 25 секунд на решение аналогичной тестовой задачи. Получается, что по степени опасности оба крайних состояния весьма близки только что севший за руль человек так же медленно перерабатывает информацию, как и утомившийся. Об этом следует знать, ибо опасность такого рода не менее коварна, чем, скажем, замаскированный лужей открытый люк.

Другой фактор опасности на дорогах у нашего дома — особенности поведения пешеходов. У себя во дворе, вблизи своего дома люди чувствуют себя настолько расслабленно, что появление автомобиля далеко не у всех ассоциируется с опасностью. Прибавьте еще плохое состояние тротуаров или их отсутствие, а зимой выяснится, что и посторониться тут пешеходу перед настигающим автомобилем порой некуда. К тому же здесь как нигде велик процент детей и престарелых, то есть наиболее опасных участников движения, ибо дети еще не могут осознать все угрозы и грамотно, согласно требованиям Правил, на них реагировать, а пожилые — уже не могут и слух подводит, и зрение, и двигательные реакции.

Не будем забывать, что и сам автомобиль в начале пути тоже не на высоте. Двигатель еще не прогрет, тянет плохо, салон неуютен, в нем и сыро, и холодновато, еще не подает теплый воздух отопитель, стекла запотевшие.

Перейдем к рекомендациям по управлению автомобилем в таких условиях.

Правила движения обходят пока что дороги жилой зоны стороной. Если следовать букве закона, то здесь скорость движения может быть как на улице — вплоть до 60 км/ч. Однако здравый смысл подсказывает, что ехать следует много медленней. Сошлемся на зарубежную практику. В жилой зоне во многих странах максимальная скорость транспортных средств ограничена 30 км/ч. А в местах, где пути автомобиля и прохожих пересекаются, скорость должна вообще быть близкой к шагу пешехода, то есть около 10 км/ч. При этом преимущественное право на движение повсеместно остается за людьми пешими, которым водители должны уступать дорогу.

Наверное, и для нас такие рекомендации подходят. И опытные водители ездят именно так — со скоростью 10—20 км/ч и не ущемляют права пешеходов, понимают, что сами они здесь как бы гости, хотя жилье их тоже рядом. На «слепых» поворотах дороги, когда остается только гадать, не выскочит ли из-за угла ребенок, скорость надо снижать до самого низкого, возможного по условиям работы двигателя предела, помогая замедлению автомобиля выключением сцепления. Крайне важно при этом обозначить любыми способами