Автомобильные новости времён СССР

ВОСЕМЬ СХЕМ, УЛУЧШАЮЩИХ ПРОХОДИМОСТЬ

Привыкнув к многообразию автомобилей, у движителя которых более четырех колес, мы редко задумываемся, чем же вызвано стремление конструкторов создавать самые разнообразные схемы расположения мостов? Само собой разумеется, что многоколесный вариант ходовой части уменьшает удельное давление на грунт и повышает проходимость машин.

Но, может быть, тогда лучше совсем отказаться от него и перейти к гусеничному, где эти показатели выше? Ответ мы получим, если рассмотрим недостатки и преимущества колесного движителя.

К первым относятся высокое удельное давление на грунт, при этом с пиковыми нагрузками, меньший запас живучести при огневых поражениях стрелковым оружием и других повреждениях.

Зато по сравнению с гусеничным движителем у колеса больший в несколько раз запас ходимости, бесшумность, устойчивость на прямой и на поворотах, на порядок меньшее сопротивление движению. Кроме того, колесный движитель не разрушает путь и при сходстве тех же параметров обеспечивает вдвое больше запас хода по топливу. Именно поэтому колесные машины численно преобладают в армейских транспортных вариантах и в тех случаях, когда не ставится задача оснащать их мощной броневой защитой.

Колесные конструкции, обладающие названными достоинствами, неоднородны по характеристикам, отличаются рядом технических решений. Ходовая часть, выполненная по схеме 1 2, имеет сейчас наибольшее распространение на полноприводных машинах (например, уралах, КамАЗах, ЗИЛах), так как по сочетанию показателей, и прежде всего по осевой нагрузке, наиболее подходит для автомобильных дорог. Такой автомобиль прост и дешевле в производстве. Но при движении по неровным дорогам и местности эта схема неоптимальна, она не обеспечивает преодоление горизонтальных препятствий размером более двух третей диаметра колеса и повышает опасность задевания корпусом или рамой дорожных неровностей. У транспортных автомобилей при порожнем кузове увеличивается нагрузка на передние колеса, в результате чего на мягких грунтах снижаются их тяговые качества. Этот показатель, правда, можно улучшить, применив схему 1 3, как у западногерманского тягача Z42615F.

Схема с равномерным расположением колес (1 1 1) более целесообразна для автомобилей, предназначенных к езде по неровным и деформирующимся поверхностям. Разместив центр тяжести над средней осью и ограничив ход подвески, можно преодолевать рвы шириной, равной расстоянию между соседними осями. Исключается при этом и задевание днищем грунта на препятствиях, а управление двумя крайними мостами дает существенное уменьшение сопротивлению движению на мягких грунтах.

Вместе с тем следует отметить, что схема 1 1 1 на волнообразной поверхности вызывает резкое перераспределение нагрузки по осям, так как при этом задний или передний мосты отрываются от грунта. У таких автомобилей, дабы исключить циркуляцию мощности, увеличивают число дифференциальных связей. По данной схеме выполнен английский автомобиль Столвэт и отечественное шасси БАЗ 5937.

Для автомобилей, где центр тяжести смещен вперед, пригодна схема 2 1. Управляются две передние оси, что улучшает поворачиваемость, но при движении на повороте образуются шесть колей разного радиуса, поэтому возрастает сопротивление движению на мягком грунте. По этой схеме сделан западногерманский автомобиль Фаун L912/21.

Применение четырехосного движителя позволяет снизить осевые нагрузки, уменьшить шины, повысить геометрические параметры проходимости на мягких грунтах. В таких конструкциях установились три основных схемы.

Наиболее простую конструкцию автомобиля позволяет получить схема с попарно спаренными осями (2 2). Как правило, здесь применяется независимая подвеска колес. Хорошая поворачиваемость достигается двумя передними управляемыми осями, причем рулевой привод в этом случае проще, чем при крайних управляемых осях. Такой движитель обеспечивает лучшую устойчивость и наименьшее перераспределение нагрузки между осями, когда под колесами волнообразная поверхность.

Однако большое расстояние между парами осей сужает возможность преодолевать относительно широкие рвы, а при повороте из-за него образуется восемь колей, усиливающих сопротивление движению на мягком грунте. По этой схеме выполнен автомобиль Татра-813.

В практике известны машины, у которых колесный движитель имеет по две-три оси постоянно используемые и одну-две, у которых предусмотрено два положения поднятое и опущенное. При этом шины можно ставить как соответствующие размерам основных колес, так и меньшие. По последней схеме выполнена наша бронированная разведывательно-дозорная БРДМ 2.

Схема движителя 1 1 1 1 промежуточная. Управляемые в ней два передних или крайних моста. В обоих случаях поворачиваемость хуже, чем при первых двух схемах. Однако у такого движителя есть и преимущества наиболее благоприятная передача нагрузки на грунт и унификация элементов ходовой части. По такой схеме, выполнено шасси автомобиля МАЗ 535 и БТР 60ПБ. Улучшить маневренность позволяет конструкция, выполненная по схеме 1 2 1 с передними и задними управляемыми мостами. При таком расположении осей машина способна преодолевать рвы большей ширины, а во время поворота образуется только четыре колеи. Однако, как и у схемы 1 1 1, при движении по волнообразной поверхности возможно вывешивание мостов и перераспределение нагрузки между ними. Есть и другая опасность потеря управляемости. Чтобы справиться с этими слабостями, увеличивают ход подвески крайних мостов. Представителем автомобилей подобной схемы является специальное шасси БАЗ 135ЛМ.

Практика дает массу примеров отклонения от общепринятых рекомендаций, объясняемых противоречивым влиянием множества требований, которые задаются при проектировании транспортного средства. Для разных грунтовых поверхностей и дорог необходимы существенно различающиеся конструктивно схемы. Поэтому возникает нужда в универсальных движителях, с изменяемыми в процессе эксплуатации параметрами.

Спор между колесом и гусеницей не завершен. Почитатели колеса уповают на его преимущества и акцентируют внимание на недостатках гусеницы. Гусенич-ники делают обратное. Однако известны и компромиссы. Например, создание комбинированного движителя, сочетающего в себе достоинства того и другого. Наибольшая универсальность будет обеспечена, если схема позволит получить три варианта колесный, гусеничный и колесно-гусеничный. В зависимости от условий местности или дорожного покрытия можно так подобрать параметры, чтобы обеспечить наиболее эффективное применение одного, двух или даже трех вариантов одновременно. Машины с комбинированным движителем хотя и более сложные, и с большей массой окупают это значительным расширением эксплуатационного диапазона.