Автомобильные новости времён СССР

ВАЗ-2109 плюс БЕЗОПАСНОСТЬ

Когда мы покупаем автомобиль, впервые ли или, меняя одну модель на другую, то вряд ли берем во внимание какие-то соображения об активной и пассивной безопасности.

Нас занимают внешний вид и отделка, долговечность и экономичность, мощность двигателя наконец, но никак, скажем, не обзорность, склонность к заносу или устройство рулевого управления. Между тем автомобилестроители постоянно стремятся каждое свое новое детище сделать совершеннее и в том, что обеспечивает более безаварийную езду. И это закономерно, ибо отрицательные стороны автомобилизации связаны прежде всего с тем огромным ущербом, который приносят обществу дорожно-транспортные происшествия. Конечно, виноваты в них в первую очередь не машины, а люди, которые ими управляют. Однако и конструктивные особенности автомобиля играют свою роль. Они могут предоставить человеку за рулем больше или меньше шансов выпутаться из критической ситуации или избежать ее вовсе. Вот под этим углом зрения мы и решили взглянуть на девятку, проходящую редакционные испытания.

Обстоятельный анализ технических причин ДТП, проведенный в свое время ВНИИБД, расставил их в такой последовательности тормозные системы, устройства, обеспечивающие обзорность дороги, колеса и шины, световые приборы. Речь, разумеется, о главных из тех неисправностей, что приводят к авариям. В этом перечне для кого-то покажется неожиданной вторая позиция. Не потому ли, что мы часто недооцениваем все то, что называют эргономикой автомобиля? С нее мы и начнем разговор.

Удачно ли скомпоновано рабочее место водителя или пользоваться органами управления не всегда удобно? Найдено ли оптимальное взаимное расположение руля и приборного щитка или водителю придется надолго отвлечься от наблюдения за дорогой, когда надо будет прочесть показания приборов? Достаточен ли запас регулировки сиденья, удобно ли расположение педали газа или в дальней дороге будет ныть спина, неметь нога? Все это важные мелочи, которые могут сказаться на безопасности движения самым непосредственным образом. Девятке по этим параметрам суммарную оценку я поставил только четыре. Почему не пять?

Сиденья по профилю намного удобнее, чем у прежних моделей ВАЗа, и пассажиру рядом с водителем, несомненно, обеспечен больший комфорт. Между тем о водителе я бы этого не сказал. Его поза определяется взаимным расположением сиденья, педалей и руля, которое здесь нельзя признать оптимальным. Прежде всего потому, что сам руль приближен к сиденью больше, чем надо

было бы. Примерно на 50 60 мм. В то же время ход сиденья для людей маленького роста все-таки недостаточен, чтобы при управлении автомобилем всегда опираться на спинку. Может быть, в коротких городских поездках они этот дискомфорт и не почувствуют, но в дальней дороге наверняка.

Клавиатура ручного управления на панели приборов, если сесть, как того требует наука, оказывается почти вне зоны досягаемости. Чтобы нажать на тот или другой тумблер, водителю приходится наклоняться. Включатель освещения в темноте нащупать трудно, а долгий поиск, естественно, отвлекает от управления и потому нежелателен. Возможно, у этой клавиши нужна подсветка, как у прикуривателя. Тем более что одной рукой надо управлять автомобилем как можно меньше.

Слишком велико расстояние и до рычага коробки передач. При включении пятой передачи его вообще не достанешь, если не подашь корпус вперед. Кстати, в руководстве по эксплуатации почему-то нет никаких рекомендаций по применению пятой передачи, а они не помешали бы. Несколько раз я ошибочно, хотя и был предупрежден о такой опасности, вместо первой передачи включал задний ход. Надо ли говорить, что такой непопад при старте на перекрестке грозит столкновением тем, кто находится позади. Мне кажется, что блокировка включения передачи заднего хода в конструкции не повредила бы, на худой конец световая сигнализация. Ведь у ручного тормоза она есть, а здесь опасности посерьезнее.

На утомляемость, а стало бы, работоспособность водителя, как известно, заметное влияние оказывает шум в салоне. По идее в девятке его должно быть намного меньше, чем в прежних моделях ВАЗа. Но на нашей машине материал и отделка салона, успешно нейтрализуя противошумность конструкции, еще добавили постоянные и неустранимые скрипы. В общем, ожидаемой тишины я не ощутил.

А вот управляемость и устойчивость автомобиля на скользкой и мокрой дороге оценил сразу. Тут заявка переднеприводной конструкции оплачена полностью. Автомобиль стоит на дороге прекрасно во многом потому, что более половины его массы приходится на ведущие колеса, что обеспечивает необходимый сцепной вес независимо от того, загружен автомобиль или нет. Хотелось бы только, чтобы сказанное не было понято кем-нибудь как призыв ездить с более высокими скоростями. Будем рассматривать эти прекрасные качества девятки как запас надежности или, если хотите, дополнительные гарантии безопасной езды. Во всяком случае уверенности водителю они добавляют.

Обзорность, головной свет и стеклоочистители во многом определяют своевременность восприятия и правильность оценки водителем дорожной обстановки. Что площадь остекления у девятки больше, чем у трехобъемных кузовов, видно, как говорится, невооруженным глазом. Ожидаешь поэтому, что и обзорность у водителя здесь несравненно лучше. Увы, это не так. В особенности когда дело касается заднего вида. Внутреннее зеркало находится от водителя слишком близко почти на 100 мм ближе, если сравнивать, например, с моделью 21011. Поэтому, пользуясь им, приходится изменять направление взгляда на довольно большой угол, иначе чего-нибудь да не заметишь. Да и зона очистки заднего стекла недостаточна. Когда заезжаешь на стоянку, сложно правильно оценить расстояние до автомобиля позади и до края тротуара. Попутное замечание. Скошенный нос машины позволил и при более низкой посадке водителя не уменьшить просматриваемую им зону пе-

ред передними колесами. Когда приходится преодолевать какие-то препятствия, объезжать выбоины, это очень важно. Но надо посоветовать быть более внимательным при маневрировании. Когда не видишь капота собственной машины, труднее определить расстояние до препятствия впереди.

Свет у девятки сильный, каким и должен быть у скоростной и динамичной машины. Плохо только, что нет устройств для обмыва и очистки рассеивателей фар. Может быть, рассчитывали, что их скошенные стекла будут очищаться достаточно эффективно воздушными струями. Но мне показалось, что фары грязнятся так же быстро, как у пятерки. Честно говоря, виной тому наши грязные дороги. Но разве такую специфику не должны учитывать конструкторы? Послушав наших товарищей, проделавших в прошлом году на девятке путь из Москвы в Лиссабон и обратно, я понял, что где-нибудь на магистралях Бельгии или ФРГ в таких приспособлениях на фарах и нет необходимости и в дождь автомобиль оставался практически чистым. Но для внутреннего употребления они, честное слово, не помешали бы.

Не могу удержаться от еще одного попутного замечания. Чем мощнее головной свет у автомобиля тем большая аккуратность требуется при обращении с ним, тем тщательнее его нужно регулировать. Когда ездишь на девятке это чувствуешь особенно остро. И как жаль, что нет на дорогах постов, где можно было бы эту регулировку время от времени проверять и восстанавливать.

Ух, какой легкий руль! наверняка воскликнет тот, кто сел в девятку после 2101 или 2105. И быстрый, заметим мы. Автомобиль реагирует на посыл почти мгновенно. Поэтому движения рулем должны быть скупы и точны как никогда. Иначе с неосторожным, резким или размашистым в действиях человеком автомобиль может сыграть злую шутку. Но, посмотрите, и в новые времена просочились вредные привычки вести машину одной рукой, а другой поддерживать ее крышу или дверцу. Опасайтесь одноруких! Это водители, подходящие к своему делу явно непрофессионально. Водительская заповедь Веди автомобиль двумя руками для переднеприводных конструкций верна вдвойне.

В заключение несколько реплик, напрямую не связанных с безопасностью движения. Хотя как посмотреть.

У девятки замки задних дверей имеют блокировку, не позволяющую в некоторых случаях открыть их изнутри даже при поднятой кнопке фиксатора. Защита от чьей-то неосторожности. Некоторым это решение показалось весьма привлекательным. Мне нет. Потому что представил на миг аварийную ситуацию, когда пассажирам надо быстро покинуть машину. Тут второпях можно и не обратить внимания, поднята кнопка или нет. Вот и окажешься в западне. Хорошо, если будет кому открыть дверь снаружи.

Добираться к запасному колесу непросто, если багажник загружен. Когда дело происходит зимой, то, пока вытащишь его содержимое и извлечешь након
ец запаску, выстудишь салон напрочь. В этом смысле вертикальное расположение запасного колеса, на мой взгляд, предпочтительнее.

Неудобно и заправлять машину бензином. Чтобы отвернуть пробку, надо сделать несколько оборотов. Рука при этом часто задевает за детали кузова. Из-за тесноты в этом отсеке нелегко придать правильное положение пробке, и она часто встает наперекос.

Может быть, в этих заметках получилось больше критических замечаний по девятке. Ну что ж, достоинства всегда с ней.