Автомобильные новости времён СССР

ВАТАНЕН ПРОТИВ ВАТАНЕНА

Африканские ветры несут с собой такое количество песка, что малейший холмик на твоей дороге в считанные часы может превратиться в гору.

С вертолета трасса представляется несложной. Когда же сам пылишь по пустыне в сторону горизонта, отыскать нужный маршрут уже проблема. Кажется, колеса везут тебя правильно, но стоит взглянуть на компас, как выясняется, что ты опять сбился с пути, так описывает ралли Париж Дакар двукратный его победитель финский гонщик Ари Ватанен. Однако не спешите воспринимать его слова буквально. Они не только о ралли.

В кольцевых гонках победителю тут же салютует судейский клетчатый флаг. После окончания ралли главный герой выявляется довольно долго судьи подсчитывают его секунды на допах (так называют скоростные участки), проверяют прохождение пунктов контроля времени и соблюдение режима закрытого парка. Однако впервые именно в спортивной биографии А. Ватанена произошел случай, когда он стал победителем до конца соревнований. Это произошло на ралли Париж Дакар 1989 года. Была подкинута монета, которая решила исход борьбы для двух основных претендентов, намного опередивших остальных участников.

На протяжении нескольких изнурительных дней и ночей самой жестокой гонки по пескам Сахары Ари Ватанен и Жаки Иккс шли на своих монстрах Пежо-405Т16, как говорится, ноздря в ноздрю. Набранное Икксом в начале ралли небольшое преимущество катастрофически таяло. Подобный накал мог привести к любой неожиданности или неоправданному риску двух гонщиков, на этот раз выступавших за одну команду.

Упорное соперничество часто порождает ошибку, а Париж Дакар этого не прощает. Поэтому Жан Тодт, менеджер фирмы Пежо, дабы не рисковать командной победой, решил судьбу первого места жребием. В ход была пущена мытая-перемытая позднее прессой и телевидением десятифранковая монета. Выиграл Ватанен, и борьба его с Икксом на этом закончилась.

Называют эту победу бесславной. Что и говорить, жребий в любом состязании благодатная почва для разглагольствований на темы спортивной этики. Однако не будем столь категоричны, тем более что сам Жаки Иккс в предстартовом интервью заявил, что вряд ли сможет выдержать темп своего партнера по команде. Как бы то ни было, факт останется фактом первым на финиш в Дакаре пришел тот самый Ватанен, в победе которого многие не сомневались еще до старта в Париже.

Он стал профессиональным гонщиком в 1975 году, хотя в ралли был уже не новичок. За руль сел в двенадцать лет. Автомобиль и ощущение скорости буквально завораживали маленького Ари. Узкая безлюдная улочка в финской деревушке Тууповаара стала первым его допом двухсотметровый отрезок проселочной дороги благодаря богатой детской фантазии легко превращался в скоростные трассы то 1000 озер, то Монте-Карло. Тогда и родилась эта дерзкая мечта о ралли, которой суждено было воплотиться в жизнь.

В начале спортивной карьеры ему не везло. Шло становление гонщика, а в этот период неудачи кажутся особенно горькими. Машины Ари переворачивались одна за другой, и нехватка денег на их ремонт причиняла настоящую боль. Мечты же о ярких победах и всеобщем признании оставались по-прежнему далеки от реальности.

Но старание и упорство когда-нибудь обязательно вознаграждаются. Пришел счастливый для Ари Ватанена 1981 год. Он стал первым финном чемпионом мира по ралли. Это произошло так неожиданно, что даже сейчас он говорит о своей победе, как об улыбке фортуны, ведь раньше особых успехов не было.

Как-то незаметно, сами собой отошли в прошлое заботы о разбитых в муку автомобилях. Его имя замелькало в прессе в сопровождении громких эпитетов он стал неудержимым, несдающимся, непобедимым Ватаненом. Началось триумфальное шествие по мировым трассам. В 1985 году он с блеском выиграл один из самых сложных и престижных этапов чемпионата мира ралли Монте-Карло. Та кажущаяся легкость, с которой Ватанен завоевывал награды, вскружила голову его болельщикам, но только не ему самому. Потому что за восторгом гонки, за каждым километром скоростного участка, за каждым поворотом судьба готовит раллистам все новые и новые испытания, и, чтобы преодолеть их, недостаточно быть только хорошим водителем. Ари знал это по себе.

Он считает, что навсегда принадлежит к людям трассы, а они, как известно, живут под проливным дождем душев