Автомобильные новости времён СССР

В пятом году семилетки

Большие задачи предстоит решить работникам автомобильной промышленности в пятом году семилетки.

Постановление ноябрьского Пленума ЦК КПСС, направленное на ускорение технического прогресса, открывает перед ними огромные возможности для роста производства.

В последние годы автомобильная промышленность нашей страны продолжала успешно развиваться. Наряду с общим увеличением выпуска автомобилей, и особенно автобусов, произошли значительные изменения в организации производства. Вступили в строй новые предприятия, значительное распространение получила специализация, более широко стало применяться внутри- и межотраслевое кооперирование. Все автомобильные, автобусные и агрегатные заводы создавали новые прогрессивные конструкции автомобилей, агрегатов, вели подготовку к их массовому производству.

Чем порадует автомобильная промышленность работников автохозяйств, какие конструкции получат путевку в жизнь в пятом году семилетки?

Программа КПСС, принятая XXII съездом партии, предусматривает техническое перевооружение всех видов транспорта, в том числе и автомобильного. Эта работа уже идет полным ходом. Изменяется структура автомобильного парка страны. Если в 19S8 году у нас практически не производили автомобильных поездов, то в 1963 году предусмотрен выпуск большого количества седельных тягачей и полуприцепов грузоподъемностью от В до 15 тони.

Такой подвижной состав автомобильного транспорта обеспечивает высокую производительность, позволяет организовать перевозки грузов по прогрессивному методу тяговых плеч. Поэтому на его производстве специализируется ряд предприятий.

Например, Кутаисский автозавод имени Орджоникидзе будет изготовлять, в основном, седельные тягачи для полуприцепов грузоподъемностью до 8 тонн. Созданный конструкторами Кутаисского завода седельный тягач КАЗ-606 с кабиной над двигателем успешно прошел испытания и принят к массовому производству.

Одесский автосборочный завод организовал выпуск специализированных полуприцепов различного назначения — для перевозки скота, фургонов грузоподъемностью 7 и 12 тонн и др. Они предназначаются для работы с седельными тягачами Кутаисского, Московского имени Лихачева и Минского автозаводов.

Вновь организованный Саранский завод (Мордовская автономная республика) наряду с выпуском самосвалов на шасси ГАЗ начал изготовлять 8-тонные полуприцепы к седельным тягачам ЗИЛ. В дальнейшем он будет осваивать полуприцепы для тягачей Горьковского автозавода.

За последние четыре года значительно увеличилось производство большегрузных автомобилей на Белорусском и Кременчугском автозаводах. Кроме 25-тонных самосвалов БелАЗ выпущены и первые самосвалы грузоподъемностью 27 тонн. Эти машины имеют меньший собственный вес и обладают лучшими эксплуатационными качествами по сравнению с 25-тонными машинами.

Кременчугский автозавод, которому было передано производство грузовых автомобилей и самосвалов грузоподъемностью 10—12 тони с Ярославского завода, в 1963 году изготовит их почти в три раза больше, чем выпускалось в 1958 году. Подготовил новинки и Ярославский завод, специализирующийся на изготовлении новых автомобильных дизелей. Они представляют собой V-образные восьмицилиндровые четырехтактные двигатели, которым присвоены индексы ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. По всем показателям они значительно превосходят своих предшественников — дизели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 (см. таблицу). В плане 1963 года предусмотрено увеличение выпуска двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Это даст возможность Минскому и Кременчугскому автозаводам ускорить переход на новые, более совершенные модели автомобилей. А тем работа уже в разгаре. Минские автомобилестроители завершают подготовку к серийному изготовлению автомобилей МАЗ-500 грузоподъемностью 7,5 тонны с двигателем ЯАЭ-236, а также 7-тонных самосвалов МАЗ-503. Первая серия, осваиваемая в текущем году, включает в себя автомобили разных моделей. Будет поставлен на производство и седельный тягач новой конструкции МАЗ-504 к полуприцепу МАЗ-5245 грузоподъемностью 14 тонн.

С учетом применения двигателя ЯМЗ-238 Кременчугский автозавод готовит производство бортового самосвала и седельного тягача. Каждый из них весит почти на тонну меньше выпускаемых в настоящее время автомобилей.

В 1963 году начнется изготовление 10-тонной переходной модели самосвала КрАЗ-256. С грузом он развивает скорость до 62 км/час против 47 км/час у самосвала КрАЗ-222, а собственный вес его ниже на 500 кг. Автомобиль снабжен более эффективным глушителем. На передней оси установлены два телескопических амортизатора. Новый подъемный механизм приводится от шестеренчатого насоса, создающего давление до 100 кг/ем8.

Самосвалы КрАЗ-256 намечено выпускать со специализированными платформами для перевозки сыпучих грузов, руды, скальных грунтов.

На смену бортовому автомобилю КрАЗ-219 и седельному тягачу КрАЗ-221 также придут переходные модели — соответственно КрАЗ-257 и КрАЗ-258. Они снабжаются двигателями ЯМЗ-238.

Будут продолжены испытания самосвального автопоезда, состоящего из седельного тягача КрАЗ-258 и полуприцепа грузоподъемностью 25 тонн. Создание его расширит типаж подвижного состава, выпускаемого кременчугскими автомобилестроителями.

Уральский автозавод испытывает новый автомобиль «Урал-377» с V-образным 4-тактным карбюраторным двигателем мощностью 180 л.с. Эта 8-тонная машина (колесная формула 6X4) предназначена для автохозяйств общего пользования. По нагрузке на оси автомобиль может эксплуатироваться на дорогах не только первой и второй, но и других категорий. На базе его построен седельный тягач «Урал-377», рассчитанный на постоянную работу с 15-тонным полуприцепом. Когда начнется серийное производство этих машин, автохозяйства Урала, Сибири и Дальнего Востока получат возможность значительно улучшить организацию перевозок грузов.

Московский автозавод имени Лихачева приступил к выпуску новых автомобилей ЗИЛ-130. Конструкция этих автомобилей позволяет использовать их для различных транспортных целей. По дорогам первой категории автомобиль ЗИЛ-130 может перевозить грузы весом до 5,5 тонны.

Конструкторы предусмотрели на базе основной модели ЗИЛ-130 большое количество модификаций. В их числе короткобазный седельный тягач, шасси для самосвала грузоподъемностью 4,5 тонны, длиннобазное шасси для кузова-фургона и др. В 1963 году с конвейера завода имени Лихачева сойдут тысячи автомобилей ЗИЛ-130.

Автопоезд высокой проходимости… Потребность в нем, особенно в период массовых перевозок сельскохозяйственных грузов, очень велика. Учитывая запросы автотранспортников, конструкторы автозавода имени Лихачева создали новый седельный тягач ЗИЛ-133 (колесная формула 6X4), предназначенный для работы с 15-тонным полуприцепом. В нынешнем году предстоят всесторонние испытания этого перспективного автопоезда.

Горьковский автозавод еще в 1962 году начал изготовлять автомобиль ГАЗ-53 грузоподъемностью 4 тонны. Снабженный двигателем мощностью 90 л. с, коробкой со всеми синхронизированными передачами, новыми агрегатами шасси, кабиной с улучшенной вентиляцией и обогревом, платформой увеличенных размеров, он по технико-экономическим показателям значительно превосходит своего предшественника ГА3-51. В 1963 году завод даст автохозяйствам тысячи новых автомобилей. В то же время продолжится совершенствование их конструкции. По плану новой техники должны быть построены образцы 4-тонного автомобиля ГАЗ-54, который сможет работать с прицепом такой же грузоподъемности на дорогах различных категорий. Эта базовая модель будет иметь большое количество модификаций со специализированными кузовами.

Выпуск автомобилей новых конструкций требует от работников автомобильной промышленности дальнейшего развития специализации производства. Крупным шагом в этом отношении является создание Заволжского моторного завода.

Если раньше изготовление двигателей было составной частью производственного процесса на крупных автозаводах— Московском имени Лихачева, Горьковском, Ярославском, Кутаисском и Уральском, то теперь стали создавать специализированные предприятия. Первым выделился Ярославский моторный. Затем началось сооружение Заволжского завода.

Согласно проекту, Заволжский моторный завод будет крупным предприятием, выпускающим сотни тысяч четырех-, шести- и восьмицилиндровых двигателей мощностью от 75 до 180 л.с. Хотя завод еще только строится, он уже выпускает четырехцилиндровые двигатели для автомобиля «Волга» и готовит к производству V-образные восьмицилиидровые двигатели для новых грузовых автомобилей ГАЗ.

В их конструкцию заложены п
рогрессивные тенденции. Блоки цилиндров — алюминиевые с мокрыми чугунными гильзами. Коленчатые валы — литые из модифицированного чугуна, вкладыши — тонкостенные. Внесены изменения в технологию производства. Блок и головка цилиндров будут отливаться на машинах для литья под давлением, что обеспечит значительное сокращение расхода металла и повышение производительности труда. Для механической обработки предусмотрены автоматические линии; транспортирование, в основном, будет осуществляться подвесными конвейерами с адресованием.

В 1963 году Заволжский моторный завод изготовит десятки тысяч четырехцилиндровых и несколько тысяч восьмицилиндровых двигателей.

Передача производства двигателей на специализированные заводы даст возможность увеличить выпуск автомобилей на автозаводах за счет высвобождаемых производственных площадей. Но главное не только в этом. Сосредоточив специалистов на моторном заводе, можно будет лучше совершенствовать конструкции двигателей, технологию, повышать качество и снижать себестоимость.

На специализированных заводах легче разрабатывать новые конструкции, готовить производство и переходить на выпуск более совершенных моделей.

Развитие поагрегатной специализации не ограничивается созданием моторных заводов. В Москве с автозавода имени Лихачева вынесено на агрегатный завод производство компрессоров для пневматических тормозов и на специализированный завод — производство карданных валов.

Изготовление деталей на специализированных предприятиях дает большой экономический эффект. На строящемся в настоящее время специализированном предприятии будет организован массовый выпуск клапанов и толкателей высокого качества для двигателей ЗИЛ и Заволжского моторного завода. Там создаются автоматические линии на всех технологических потоках. По расчетам проектантов, трудоемкость изготовления клапанов на новом заводе будет на 25-—30 процентов меньше, чем трудоемкость на комплексном автомобильном заводе. Еще больший выигрыш предполагается получить от снижения себестоимости.

Однако поагрегатная и подетальная специализация, несмотря на ее очевидные достоинства, развита в автомобильной промышленности пока еще явно недостаточно. В этом отношении предстоит еще многое сделать работникам проектных институтов, предприятий и плановых органов.

Перестройка руководства промышленностью, проводимая в соответствии с решениями ноябрьского Пленума ЦК КПСС, создает исключительно благоприятные возможности для широкой специализации, внедрения новой техники и передовой технологии в автомобильном производстве.