Автомобильные новости времён СССР

Тут-то и начались мои приключения.

Травмы одна за другой, успехи чередуются с неудачами, то еду на мировой чемпионат, то, оставаясь в сборной, сижу дома.

Наверное, последние семь лет, проведенные в зимнем спидвее, были самыми трудными в моей спортивной биографии.

Обидно то, что нам иногда создают и дополнительные сложности. До сих пор, например, не пойму, почему наш состав участников чемпионата мира не определяется по итогам первенства СССР. Климатические условия страны позволяют провести его уже в середине января, до начала отборочных мировых. Кто сильнее тот и едет. Так заведено во многих видах спорта. У нас же основных кандидатов называют задолго, еще в конце предыдущего года, к ним добавляют несколько молодых, пока не зарекомендовавших себя. И все последующие соревнования чемпионаты России, СССР для них вроде бы безразличны.

Это при том, что самой благополучной считают у нас ледовую сборную.

Могу привести множество примеров обратного. Попав в сборную, с удивлением обнаружил ни гонщики, ни механики серьезно с моторами не работают. Да и когда этим делом заниматься? На предсезонных сборах в городах Сибири все расписано подъем, физзарядка, посещение шахты, какого-нибудь другого предприятия (так формально укреплялась связь команды с трудовыми коллективами), обед, тренировка, ужин, сон. А тренировки для многих

проходили впустую, отказывали двигатели, времени же для их подготовки не было. Теперь мы ищем помощи у специалистов западных фирм. И еще. Зачем вводить в сборной казарменный режим, катая всех по общей программе из города в город? Смешно не доверять самостоятельную подготовку тем же Николаю Нищенко, Владимиру Сухову, Юрию Иванову.

– Тебе наверняка труднее других готовиться к соревнованиям, учитывая, что в Москве нет ни кольцевой трассы, ни ледовых постоянно действующих треков.

Это еще полбеды. Зачастую отказывают и в финансировании выездов на соревнования. В прошлом году на чемпионат СССР по кольцевым гонкам в Прибалтику я отправил мотоцикл и добирался сам за свой счет. Пришлось выкручиваться и с подготовкой к нынешнему зимнему сезону. Но так или иначе выступил в сильной компании на льду Читы и Иркутска, занял там первые места.

К какому же виду мотоспорта ты питаешь больше симпатий?

Трудный вопрос. Кольцу я отдал двадцать лет, и больно смотреть, как руководители нашего моторного спорта с помощью мотозаводов его разваливают. Из семи этапов Кубка дружбы осталось два, столько же в чемпионате страны. Классический вид, получивший в мире огромное признание, довести до такого плачевного состояния… Всего четыре официальных соревнования в год.

Завидую гонщикам из Прибалтики. Они и в гости к себе приглашают финнов, шведов, швейцарцев, и сами выезжают за рубеж на товарищеские и официальные соревнования. Стали искать и находят спонсоров для приобретения иностранной техники, решили все формальности с оформлением документов на поездки. Мне также хотелось бы иметь больше стартов, в том числе и в престижных соревнованиях кольцевиков за рубежом, например в классе супербайк дорожно-спортивных машин 750 см3. Были на этот счет предложения от частных лиц из зарубежных фирм. Но права решать свою спортивную судьбу мы не имеем, оно остается за нашими руководителями. До сих пор с их стороны был категоричный отказ, даже если такой контракт сулил валютные прибыли и успех нашему мотоспорту.

Что касается гонок по льду, то здесь громких побед я еще не достиг, хотя свой возраст помехой не считаю.

Ты гонщик-профессионал, теперь перестали стесняться этого слова. Каково твое финансовое положение?

Я профессионал в том смысле, что спорт моя работа. Но есть другой смысл зарабатывать своей профессией, тем более если имеешь высокую квалификацию. Пока же я все деньги вкладываю в занятие спортом. Больше 145 рублей за золотую медаль чемпиона никогда не получал. За серебро и бронзу платить почему-то перестали. Имею скромную зарплату, а зимой небольшие суммы за стартовые и набранные в соревнованиях очки. Комбинезоны, шлемы, другую спортформу приходится покупать самому. Но я не жалуюсь. В постоянной работе, заботах, в мотоспорте вся моя жизнь.