Автомобильные новости времён СССР

ТОРМОЗ НА КОЛЕСЕ КОЛЯСКИ

Мотоциклы М-72, М-61, М-62 производства Ирбитского мотозавода пользуются доброй славой у мотолюбителей и спортсменов.

Но эти надежные и выносливые машины имеют существенный недостаток. При эксплуатации с коляской их тормозные качества резко снижаются. Причина заключается в том, что на колесе коляски нет тормоза. Это приводит к многим нежелательным последствиям быстро изнашиваются шины, тормоза и другие узлы мотоцикла. При резком торможении инерционные силы стремятся занести коляску.

Чтобы избежать всего этого, я решил снабдить коляску своего мотоцикла М-61 тормозом. Устроен он просто и действует очень эффективно. На ось колеса коляски вместо защитного колпака устанавливается несколько измененный тормозной диск переднего колеса мотоцикла М-72.

Переделка заключается в замене распорной втулки; кроме того, обрезается прилив ступицы. Для этого снимают с диска тормозные колодки, разжимной кулачок с рычажком, выбивают распорную втулку. Диск устанавливают в патрон токарного станка наружным приливом ступицы наружу. Обрезают прилив так, чтобы высота диска была равна 35 мм.

Далее протачивают отверстие ступицы до диаметра 30 мм. Затем вытачивают стальную втулку и запрессовывают в отверстие. Тормозной диск собирают н устанавливают на ось коляски так, чтобы тормозной рычажок находился наверху, а конец оси тормозных колодок — под рычагом торсиона.

Чтобы диск не провертывался вокруг оси, его положение фиксируют. Для этого конец оси тормозных колодок вставляют во втулку и приваривают ее к нижней части рычага торсиона. Затем надевают колесо.

Тормоз приводят в действие педалью и гибким тросом. Педаль крепят к кронштейну, который приваривают к раме коляски.

Тормоз коляски действует синхронно с тормозом мотоцикла — их спаренные педали нажимаются одновременно. Тормозное усилие на колесе коляски меньше, чем на колесах мотоцикла.

Конструкция педали и ее крепление показаны на рис. 3. Изготовить ее можно в любых мастерских, где имеются сварка, токарный и сверлильный станки.

Все детали педали собирают в отдельный узел, который устанавливают на свое место так, чтобы лапка ее была размещена поверх лапки педали тормоза мотоцикла, а кронштейн плотно прилегал к трубе рамы коляски снизу.

Лапки педалей тормоза мотоцикла и коляски обматывают изоляционной лентой или тонкой резиной.

Кронштейн прикрепляют электросваркой, а затем обваривают его. К этой же трубе приваривают упор для оболочки тормозного троса. Последний можно взять с переднего колеса мотоцикла Или изготовить самому. Для этой цели используют оболочку троса спидометра автомобиля. В нее вставляют трос толщиной 2,5—3 мм (6X37 или 6X61). Концы его переплетают.

Далее трос устанавливают на место. Один конец его оболочки вставляют в выточку регулировочного винта (его предварительно завинчивают до отказа), другой — в упор, приваренный против рычажка тормозной педали. Трос крепят соединительными пальцами и шплинтуют в проушинах рычажков тормозного диска и педали.

Чтобы лапки педалей при движении не создавали шума, их необходимо соединить между собой. Теперь остается отрегулировать тормоза заднего колеса мотоцикла и коляски. Правильность регулировки определяют, убеждаясь в том, что в момент торможения мотоцикл не уводит ни влево, ни вправо.

Применение дополнительного тормоза требует установки на мотоцикле стоп-сигнала. Для этого взамен заднего фонаря М-61 используют стандартный задний фонарь мотоцикла ИЖ-56 с кнопкой управления, которую помещают на кронштейне педали тормоза коляски.

Тормоз на колесе коляски повышает безопасность движения, увеличивает срок службы мотоцикла и шин. Хочется верить, что ирбитский мотозавод, совершенствуя свои новые машины, снабдит их тормозом для бокового прицепа.