Автомобильные новости времён СССР

Так держать!

Трудно начинать новую жизнь, когда тебе уже под пятьдесят, когда многие привычки стали строгим правилом не только для тебя, но и для близких.

После напряженного трудового ритма четко распланированной армейской жизни — отдых, ничем серьезным не заполненные долгие дни.

«Разве могу я с этим мириться?» — думал демобилизованный офицер Александр Васильевич Горчаков, прибыл с семьей в Киев с Дальнего Востока, где он прослужил двадцать пять лет.

Нет, так продолжаться дальше не могло. И Горчаков с радостью принял предложение Киевского городского комитета ДОСААФ работать инженером-инструктором в автомотоклубе.

Нелегким было начало… Хозяйство клуба только-только налаживалось, В классе голые стены. В углу в беспорядке свалены запыленные, тронутые ржавчиной детали. На столе несколько пожелтевших схем. Курсанты все молодые, беспокойные. Не все одинаково успевали. Были и такие, кто не хотел заниматься. Стараний Горчаков прилагал много, а опыта не хватало. Иной раз подмывало отказаться от преподавательской работы, уйти, ничего не объясняя. Но он отбрасывал эту мысль и снова брался за дело, стремясь внушить курсантам уважение к шоферской профессии, расшевелить самых недоверчивых, помочь отстающим.

Александр Васильевич поближе познакомился с активом клуба, преподавателями, курсантами. Многих из них не удовлетворяли ни материальная база, ни состояние учебного процесса, ни результаты экзаменов. Нужно было как-то оживить, наладить дело, влить в него свежую струю, зажечь огонек творчества.

Решили провести открытое партийное собрание, поговорить откровенно обо всем.

Собрание продолжалось долго. Выступили начальник автомотоклуба Иван Максимович Онипко, начальник учебной части клуба Юрий Григорьевич Матерев, преподаватели, инструкторы. Все говорили, что время диктует новые, повышенные требования, между тем дела в автомотоклубе не улучшаются мало техники, учебных пособий, нет гаража, плохо оборудованы классы.

Слово взял Горчаков. Ему, свежему человеку, особенно заметны были недостатки, недоработки. Чтобы их устранить, Александр Васильевич предложил мобилизовать силы курсантов. На следующий день он обратился к слушателям

— Без вас никак не обойтись. Штатных работников мало, а дело нужно поднять.

Недолго длилось молчание. Кто-то напомнил, что учиться осталось всего несколько месяцев. Вот придут новые курсанты, пусть они и заботятся. Но голоса прозвучали неуверенно.

Опять воцарилась тишина. Несколько минут преподаватель и его ученики молча смотрели друг на друга. Но вот кто-то задорно крикнул

— О чем говорить? Конечно, поможем!

Ребята окружили Горчакова, забросали советами, предложениями. Тут же распределили обязанности. Почин был сделан, и коснулся он всего клуба.

Шли неделя, другая. Кипела работа. Преподаватели, курсанты, общественные активисты оборудовали классы, чертили схемы, устраивали стенды. Многие агрегаты в разрезе изготовили в мастерских.

Сменились курсанты, но их участие в делах автомотоклуба стало доброй традицией.

Занятия проходят теперь в просторных классах. Здесь есть все необходимое удобные поворотные стенды для разрезных двигателей, стеллажи с подобранными по темам занятий деталями. На стенах плакаты, схемы. Над грифельной доской действующий светофор.

Полностью оборудованы и мастерские, и гараж.

Но люди по-разному оценивают свои дела и поступки. Иным все, что бы онн ни сделали, кажется хорошим, умным и значительным. Другие… К этой категории людей относится и Александр Васильевич. Многолетняя армейская привычка быть все время на виду у большой массы людей выработала в нем умение взглянуть на себя как бы чужими глазами, объективно оценить каждый шаг.

И если база для учебы улучшилась, то в самом учебном процессе Горчаков видел еще много изъянов. Особенно трудным для него был первый выпуск.

Александр Васильевич не занимался натаскиванием курсантов по вопроснику деловые консультации, носившие, скорее всего, характер собеседования и точного указания каждому, в чем у него недоработка по курсу, продолжались почти каждый вечер. И все же итоги экзаменов не совсем удовлетвори