Автомобильные новости времён СССР

СТРАХОВАНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Процесс развития автомобилизации, переживаемый странами Запада в последние десятилетия, принес с собой немало проблем.

Наиболее серьезная из них безопасность движения. Решать ее пытаются разными средствами, в том числе повышая заитересованность самих водителей в безаварийной езде. Достигается это конкретными стимулами, которые предусмотрены, в частности, системой транспортного страхования. Такой опыт представляет несомненный интерес и для наших автомобилистов.

Принципы построения системы страхования в западноевропейских странах практически одинаковы, так что на примере Швейцарии можно проследить основные тенденции, которые наметились в этой области в последнее время.

Крупные компании, которые занимаются страхованием автомобилей и имеют от этого большой доход, для привлечения клиентуры проводят гибкую политику страховых взносов (премий). В первую очередь это относится к размерам взносов, которые меняются в зависимости от ряда условий. Максимальная плата взимается фирмой с владельца машины за первый год. Далее все зависит от того, как он будет ездить. Если без происшествий, а точнее, если страховая компания не будет вовлечена в финансирование какого-либо ремонта, то ставка страхового взноса при заключении следующего договора снижается на 10%. Таким образом, минимальный страховой взнос при безаварийной езде может составить 50% от первоначального или базисного, который зависит главным образом от класса автомобиля и от финансового положения страховой компании.

Страховые компании тщательно анализируют все аварийные ситуации, за которые приходится выплачивать компенсацию. Они классифицируются по типам автомобилей, по стажу водителей и по видам аварий. Практика, например, показывает, что чаще участниками происшествий оказываются молодые люди, еще не имеющие большого достатка и потому владеющие относительно недорогими автомобилями. У них и водительского опыта, естественно, меньше. С учетом всего этого относительный размер базисного взноса по сравнению с ценой автомобиля при страховании дешевых моделей может быть выше, чем при страховании дорогих. Такие машины имеют обычно люди солидные, обладающие достаточным водительским опытом. Они намного реже оказываются виновниками аварий, соответственно ниже и расходы компании по оплате ремонта их автомобилей. Поэтому и базисная ставка для дорогих автомобилей может быть даже ниже 3% цены.

Безусловно, договор страхования предусматривает возмещение всех расходов и по ремонту автомобиля, поврежденного по вине самого владельца. Однако такой случай влечет за собой повышение страхового взноса со следующего года. Если страхователь дважды подряд по своей вине попадал в аварию, то он лишается всех скидок, и со следующего года его страховой взнос возвращается к базисному. И вновь потребуется пять лет безаварийной езды, чтобы снизить его размер на 50%.

Страховые компании заинтересованы в безаварийной езде своих клиентов. Несмотря на то, что доходы от их взносов уменьшаются, но в еще большей степени сокращаются расходы по выплатам. Желая еще больше заинтересовать своих клиентов, страховые фирмы не ограничиваются обычными льготами, а идут дальше. Так, за безаварийную езду в течение 10 лет и более размер взноса уменьшается еще больше и может составлять чисто символическую

сумму, менее 1 % от цены автомобиля.

Клиент страховой компании в течение срока действия договора может поменять машину, продать ее, приобрести новую. Как правило, в этом случае он заинтересован в том, чтобы сохранить прежний номерной знак. Это очень важный момент, так как вместе с номерным знаком на новую машину переходят льготы по страховым взносам. Если водитель имел, например, четвертую шкалу, то есть размер выплачиваемого страхового взноса составил 60% от базисного, то эта ставка сохранится и для новой машины. Базисный же страховой взнос будет зависеть от класса нового автомобиля.

Экономия, получаемая владельцами автомобилей от низких ставок страховых премий при безаварийной езде, достигает весьма существенных сумм. Например, при базисном взносе в 1000 швейцарских франков для автомобиля стоимостью 30 тысяч снижение на 50% дает экономию в 500 франков. Поэтому здесь по-деловому и строго подходят к определению виновной стороны в любом происшествии. Ведь если вод
итель виновен в аварии, то его страховая компания и берет на себя возмещение расходов по ремонту поврежденных автомобилей. Соответственно для виновного будет повышен страховой взнос, а у пострадавшего сохранятся все его льготы. Характерно, что таков же подход к определению виновного при повреждении автомобиля на стоянке. При этом прибегают даже к помощи полиции. Если же не удается установить, кто совершил наезд, то страховая компания считает виновным водителя пострадавшего автомобиля. Поэтому, обратившись за возмещением расходов в связи с ремонтом, он автоматически повышает со следующего года свой страховой взнос.

В каждом застрахованном автомобиле в обязательном порядке имеется акт-формуляр страховой фирмы. Если для выяснения причин происшествия и определения виновной стороны вмешательства полиции не требуется, то бланк-формуляр одного из участников аварии заполняется самими водителями. В нем указываются страховые компании, номера автомобилей, фамилии водителей, место происшествия, примерная скорость и план движения автомобилей, причина происшествия, характер повреждений. Подписанный обоими участниками происшествия бланк-формуляр пересылается страховой компании, которая его выдала.

При серьезных повреждениях автомобиля по вине самого водителя естественным является его обращение к страховой компании за возмещением стоимости ремонта. Но часто бывает, что повреждения незначительные помято крыло, дверь, ободрана краска и т. д. Если владелец машины опытный водитель и происшествие по его вине носит случайный характер, то он, прежде чем решить, обращаться ли к своей страховой фирме за возмещением или нет, точно оценит стоимость ремонта. Будь эта сумма невелика, во всяком случае меньше скидки с базисного взноса, которую он имеет, то для него есть смысл оплатить ремонт самому.

Практика работы швейцарских страховых компаний показывает, что подобная гибкая система определения ставок страховых платежей взаимовыгодна. Кроме того, она, безусловно, способствует аккуратной, а следовательно, и безаварийной езде, так как владельцы автомобилей видят в этом серьезную экономическую заинтересованность. И, может быть, нашему Госстраху также стоит подумать об этом.