Автомобильные новости времён СССР

СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ КЛАССОВ— В КАЖДЫЙ АВТОМОТОКЛУБ

Пятый съезд ДОСААФ указал на необходимость резкого улучшения качества обучения шоферов.

Большие возможности для этого открывает специализация учебных классов по отдельным темам программы. Она способствует лучшему усвоению изучаемого материала, более рациональному использованию учебного оборудования и пособий.

В учебных организациях ДОСААФ будущие шоферы изучают три марки автомобилей (ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164) и дизельный двигатель ЯАЗ-204. Следовательно, в каждом классе при существующей организации учебного процесса необходимо иметь три двигателя, две коробки передач, раздаточную коробку, два задних и три передних моста и т. д. Если учесть, что в любом автомотоклубе имеется не менее трех классов по устройству автомобилей, то двигателей понадобится 9, коробок передач — 6 и т.д. Приобрести такое количество оборудования — нелегкая задача, да и использоваться оно будет далеко не полностью. Наконец, для размещения его потребуется такие площади, которыми наши организации, как правило, не располагают.

Специализация классов позволяет успешно решить все эти проблемы.

Как же осуществить ее в учебных организациях, работающих по 534-часовой программе? Покажем это на примере автомотоклуба, который имеет три класса по устройству автомобиля.

Исходя из количества часов, отведенных программой на изучение устройства автомобиля, все темы ее объединяем в три приблизительно равных раздела двигатель и система питания (класс № 1), электрооборудование (класс № 2), силовая передача, ходовая часть и механизмы управления (класс N2 3).

Каждая учебная группа будет заниматься а классе № 1 46 часов, а классе № 2 — 42 часа и в классе № 3 — 46 часов. Тема «Общее устройство автомобиля» изучается в классе NS 3, а предусмотренное программой повторение пройденного материала следует вынести в конец обучения, предоставив для этого любое свободное помещение.

В соответствии с назначением класса идет оборудование его учебными пособиями, причем в каждом из них достаточно иметь только по одному агрегату, прибору или макету изучаемых марок автомобилей. Двигатель ЯАЗ-204 целесообразно разместить в классе № 2, а шасси одной из изучаемых марок автомобиля — в классе № 3.(Перечень необходимых учебных пособий по каждому разделу курса определяется содержанием «программы подготовки шоферов III класса.).

Планирование учебного процесса больших трудностей не представляет. Однако при этом требуется, чтобы группы начинали занятия неодновременно. Количество учебных часов в неделю, которые одна группа проводит в каждом классе, определено в следующем графике

Так как занятия по устройству автомобиля длятся не более двух часов в день, то ежедневно в каждом классе могут заниматься при четырехчасовом рабочем дне — две группы, а при шестичасовом— три.

Поэтому, если при 24-часовой учебной неделе в каждом из трех классов начать занятия двух групп сразу с разрывом между потоками в 5—6 недель, в автомотоклубе в течение года могут

пройти подготовку 12 групп (или 18 при 36-часовой неделе). Напомним, что учебный год продолжается в среднем 44 недели.

В автомотоклубе с пятью классами по устройству автомобиля специализация их и планирование учебного процесса происходит следующим образом.

Конечно, в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных условий эти графики могут подвергаться корректировке.

Такая организация учебного процесса позволит преодолеть многие условности в обучении; отпадет необходимость переносить всякий раз нужные для занятий учебные пособия из класса в класс.