Автомобильные новости времён СССР

СОМНЕНИЙ НЕ БЫЛО, БЫЛИ НАДЕЖДЫ

Никто мало-мальски знакомый с ралли-рейдами не сомневался в исходе борьбы на XII ралли Париж Дакар.

Должны были победить самая современная и совершенная технология, крупные денежные вклады в оснащение и обслуживание команды и неограниченный ресурс гонщиков-профессионалов. Этому из всех участников наиболее полно отвечала французская команда Пежо, последние четыре года неизменно успешно выступающая на африканских трассах. Но нас, естественно, в первую очередь интересовали возможности другой команды французского импортера советских машин Жан-Жака Пока. Был ли смысл ему включать Ладу сразу в состязания в песках Дакара? Разработка проекта прототипа, базировавшегося на нашей модели, была осуществлена за девять месяцев, а его постройка всего за три. Я всегда был убежден, что по-настоящему машину можно довести, лишь участвуя в соревнованиях. Это обязательный этап, утверждает бельгийский гонщик Джекки Икс, который стал главным козырем французского проекта, названного Самара. В ралли не существует никакого правила, которое что-либо гарантировало бы. Ведь Мицубиси выступает в Париже Дакаре уже семь лет, но постоянно терпит поражения. Мы всего лишь небольшая команда, не идущая ни в какое сравнение с Пежо или Мицубиси, и ни на минуту не претендовали на то, чтобы соперничать с ними в этом году. К тому же, как объяснил он, на этот раз слишком много поломок появилось потому, что нынешняя гонка шла быстрее, чем когда-либо, и это сказывалось на технике.

Четвертое место на специальном этапе в Гадамесе, затем восьмое место на следующем, потом одиннадцатое… Икс был удовлетворен такими результатами.

Юг де Шонак, технический руководитель проекта, в свою очередь, так обрисовал трудности. Прежде всего невозможно предположить, что может случиться с машиной в техническом плане. И ты отнюдь не являешься хозяином ситуации и можешь ничего не знать о том, что происходит на протяжении, скажем, 600 километров. В это время там могут случиться неполадки, и вечером у тебя нет возможности попытаться найти какие-то решения, поскольку уже завтра утром машина должна вновь отправляться в путь. Таким образом, мы здесь оказываемся лишенными возможности попытаться лучше понять наш новый автомобиль.

Блестящее состояние здоровья машин Пежо представляло столь резкий контраст для тех, кто пытался не отстать от них, что конкуренты унывали и недоумевали одновременно. К тому же и организация у Пежо безупречная. Команду представляла настоящая армада из полусотни механиков, десятка самолетов, обеспечивавших своевременную доставку нужных деталей и буквально ведущих по трассе машины своих гонщиков. Поговаривали, что в двенадцатом ралли Париж – Дакар Пежо не поскупилась и вложила в это дело 350 миллионов франков! Конечно, у фирмы есть достаточно средств, соответствующих уровню ее спортивных амбиций, но ведь и другие, как, например, Мицубиси, также вложили немало денег, не добившись, однако, такого результата.

Последние дни гонки были, по мнению участников, самыми сложными в этих ралли. Особенно превзошла все мрачные ожидания трасса по холодной пустыне Мавритании. Этап Нема Тиджикджа(728 километров) чуть было не обезглавил гонку. Мы будем на финише участка около 14.30, пообещал лидер команды Пежо Ари Ватанен французскому журналисту, который попросил дать ему интервью. Но, как оказалось, в названное время даже мотогонщики были еще очень далеко от этого города, затерянного среди скалистого плато. А автомобилисты вытаскивали свои машины из бесконечного водопада зыбучих песков. Когда первые добрались до Неги маленькой деревеньки, сохранившейся неизменной с давних времен, песок вокруг нее был буквально испещрен беспорядочными следами мотоциклов. Сбитые с толку экипажи первых машин отправились по ложному пути, ведущему, как говорили местные проводники, в никуда. Оказавшись пленниками этого песчаного лабиринта, машины Пежо, которых вскоре нагнали лады, кружили часами, пытаясь выбраться. В это же время на всех участников ралли обрушилось небо невероятное, нереальное явление проливной дождь. Протекторы специальных покрышек сразу же были забиты мокрым песком, и машины вели себя как коровы на льду.

Лишь когда над Тиджикджей спускалась ночь, на финиш первой пришла Лада Икса. Это было самое трудное испытание с тех пор, как мы выступаем в африканских ралли, заявил ветеран Парижа
Дакара Джекки Икс, после того как, проведя за рулем машины 9 часов 25 минут, сумел одержать в этом сезоне свою первую победу на новом прототипе Лады. Успех смог развить его товарищ по команде Жером Ривьер, когда вторым прибыл на финиш этапа. Лишь через час стали появляться остальные машины, в том числе и Пежо.

К финишу сильно поредел караван покорителей пустыни. Из почти 500 экипажей, стартовавших в Париже, на заключительном этапе было лишь 86 автомобилей и 46 мотогонщиков. В последний день соревнований, на восемнадцатом этапе. Икс и Ривьер вновь показали хороший результат. На финишном отрезке от Сен-Луи до Дакара лучшее время было у француза Филиппа Вамбергю на Пежо-205-турбо-16. Второй результат, отстав от лидера на полторы минуты, показал Жером Ривьер на Леде-Пок. На две минуты позже, четвертым, финишировал бельгиец Джекки Икс.

В итоге, как и ожидалось, гонка по берегу Розового озера завершилась победой финна Ари Ватанена на машине Пежо-405-турбо-16, третий успех известного раллиста в этих соревнованиях и четвертый подряд фирмы Пежо среди ведущих автомобилестроителей мира.

В общем зачете после 11400-километрового пути второе место занял швед Бьорн Вальдегаард на Пежо-405-турбо-16 и третье француз Ален Амброзино на Пежо-205-турбо-16. Джекки Икс, столкнувшийся с поломками автомобиля на первых этапах и набравший много штрафного времени, все-таки смог завершить XII ралли Париж Дакар седьмым. Жером Ривьер, выполнявший на своей машине функции скорой технической помощи, был одиннадцатым. Это несомненный успех команды французского импортера советских машин Жан-Жака Пока, который, надо полагать, рассчитывает и на коммерческий успех своей фирмы.

Как объявили представители фирмы Пежо, они не будут больше выставлять свою команду на ралли, ибо намерены целиком заняться выступлением в чемпионате мира по кольцевым гонкам на машинах Спорт-прототип, так что в будущем году встанет вопрос о новом лидере Парижа Дакара.

Среди мотоциклистов во второй раз успеха добился итальянец Эдди Ориоли на Кадживе. В классе грузовиков победил итальянский экипаж Вилла Дельфино Винанте на Перлине.

Трасса XII ралли Париж Дакар оказалась трудной для грузовиков. К середине гонки из почти 100 стартовавших их осталось менее 40, а на финише еще меньше. Два советских КамАЗа сошли на пятом этапе. Лидер нашей команды Владимир Гольцов до этого шел неплохо. В скоростном прологе показал четвертый результат, а на третьем этапе был шестым. Но на этапе от Савха до Туму, который состоял целиком из скоростной гонки на 641 километр, в двигателе его КамАЗа вышла из строя гильза цилиндра. Экипаж Артеменко взял машину Владимира на буксир и пытался дотянуть до финиша, но не смог из-за поломки коленвала. Пожалуй, это было ошибкой. В данной ситуации, наверно, правильнее было самому продолжать гонку. Но без опыта трудно принимать верные решения, особенно когда думаешь об интересах команды в первую очередь.

Еще один наш экипаж, ведомый Марченковым, сошел на седьмом этапе Дирку Нджамена, продержавшись перед этим в течение двух этапов со сломанным маховиком. Незнание кухни Парижа Дакара сыграло с нашими злую шутку. Три машины для гонки были подготовлены в соответствии с правилами, а четвертой техничке не уделили должного внимания, и ей не разрешили стартовать в ралли. Утешением служит лишь то, что по статистике этих состязаний ни одна команда-дебютант не приходила к финишу.