Автомобильные новости времён СССР

РЕМЕНЬ И ПОПУШКА

Ремень безопасности хочется сравнить с колесом, имея в виду простоту и абсолютную необходимость того и другого на современном автомобиле.

Ремень убедительно доказал высокую эффективность для спасения жизней, предохранения от тяжелых травм но, конечно, не стал панацеей, позволяющей выйти невредимым из любых переделок. Не взыщите за каламбур, но слабое место ремня в том, что он всегда несколько прослаблен, не прилегает плотно к телу пассажира (по наивности или неведению это порой считают условием комфорта). Слабина обусловлена ограниченным усилием втягивания, временем срабатывания и люфтом инерционного механизма натяжения, толщиной одежды. Мы не говорим уже о плохо подогнанном ремне без автоматического натяжения.

В силу сказанного при фронтальном ударе тело пассажира за очень короткий промежуток времени успеет переместиться вперед на довольно большую величину, прежде чем будет зафиксировано ремнем. Сам же автомобиль к этому моменту окажется неподвижен, и тело, удерживаемое силой натяжения ремня, испытает огромное отрицательное ускорение до 40. Последует резкий кивок головы и, учитывая предварительное перемещение тела, почти неизбежен удар о рулевое колесо, а в результате тяжелая, нередко смертельная травма.

Испытания, в частности, показали, что при наезде со скорости 50 км/ч через 30 миллисекунд после удара тело сдвигается по сиденью на 8 см, а скорость его остается практически той же, что в момент удара, хотя у автомобиля она уже упала до 34 км/ч. Лишь через 80 миллисекунд тело будет зафиксировано силой натяжения ремня, а голова, двигаясь с начальной скоростью и прежней энергией, вероятнее всего встретит на пути рулевое колесо.

Чтобы этого не случилось, в свое время предложили поместить между головой и рулем подушку. Постелить ее, то есть наполнить газом, нужно успеть за те же 30 40 миллисекунд, пока расстояние до руля не стало опасно малым. При всей логичности идея надувной подушки, даже воплощенная в работоспособных образцах, прошла, как писал журнал Автомобильная промышленность США, через полосы ее переменного осмеяния и неумеренного восхваления со стороны автомобильных компаний, органов страхования, правительства и автомобилистов. В результате первой стала комплектовать автомобили подушками безопасности не американская, а западногерманская фирма Даймлер-Бенц. С 1981 года она за дополнительную плату устанавливает комплект из надувной подушки и устройства, автоматически натягивающего при ударе ремень безопасности, которым пристегнут пассажир на правом переднем сиденье.

При столкновении машины с каким-либо препятствием датчик посылает сигнал, преобразуемый блоком управления в электрический импульс для воспламенения 80 граммов твердого горючего (такого, как применяют в ракетной технике) в пиропатроне. При его сгорании выделяется газ, за 35 миллисекунд заполняющий 60-литровый мешок из специальной синтетической ткани нейлона, покрытого слоем неолрена, который уложен за травмобезопасной накладкой рулевого колеса. Одновременно срабатывает натяжитель ремня для пассажира. Минимальная величина ускорения, при котором система вступает в действие, соответствует наезду на неподвижное препятствие со скоростью 18 км/ч. Когда энергия удара погашена, газ удаляется из подушки через специальные отверстия, и водитель, пристегнутый ремнем, возвращается в исходную позицию. Дополнительную гарантию безопасности создает деформируемый элемент, установленный в ступице рулевого колеса.

В 1986 году подушки были установлены примерно на 100 тысячах американских и западноевропейских автомобилей Форд, Мерседес-Бенц, БМВ. В 1987 1988 гг. количество таких машин существенно возросло, чему способствовало введение нового стандарта США на средства безопасности. К их производству приступили Дженерал Моторс и Крайслер (США), Ауди и Порше (ФРГ), ряд фирм в других странах.

Повторимся у подушки были и есть не только сторонники, но и противники, приводящие против нее свои резоны. Считают, что предмет, утыкающийся в лицо человека со взрывоподобным эффектом, хоть и спасает от травмы, но вызывает состояние, близкое к шоку. А если незадачливый водитель за рулем дымил сигаретой или, того хуже, трубкой? Курьез но ведь толкуем о безопасности, значит, мелочей нет!

Подушка особенно удобна для тех, кто пренебрегает ремнем (а их повс