Автомобильные новости времён СССР

РАЗУМНО, ПО-ХОЗЯЙСКИ…

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ—ПРОЧНУЮ МАТЕРИАЛЬНУЮ БАЗУ.

В ряде областных и районных центров Украины можно увидеть новые каменные здания с вывесками у входа «Дом технической учебы», «Автомотоклуб», «Самодеятельный спортивно-технический клуб». Год назад выросло белое трехэтажное здание с большими светлыми окнами и на одной из центральных улиц Чернигова. Оживленно внутри здания в дневное время, да и вечерами подолгу в окнах не гаснет сеет. Это Дом технической учебы областного комитета ДОСААФ. Здесь разместились автомотоклуб, радиоклуб и другие учебные организации. Для подготовки шоферов, мотоциклистов отведены весь первый этаж и полуподвальное помещение, оборудованы специализированные классы, места для разборочно-сборочных работ, цех горячих регулировок, мастерская, аккумуляторная и многое другое.

Материально-техническая база учебных организаций Чернигова постоянно пополняется. Здесь построен гараж на 47 автомобилей, оборудованы автомастерские, пункт заправки ГСМ, эстакада для мойки машин. Досаафовцы Чернигова теперь имеют базу, где можно развернуть учебную и спортивную работ?. А ведь техника и все хозяйство учебных организаций еще недавно размещались в подвалах жилых зданий, автомотоклуб ютился в полуразрушенном помещении бывшего госпиталя, построенного чуть ли не в допетровские времена.

— Положение критическое, — жаловались руководители областного и городского комитетов.

Немногим лучше было положение и в некоторых других комитетах Общества. Трудности с размещением материальной базы до известного времени были понятны многие города и села Украины подверглись разрушению во время гитлеровского нашествия. Надо было в первую очередь строить и восстанавливать жилье, промышленные предприятия. Да и комитеты ДОСААФ мало заботились о создании материальной базы. Еще не так давно отставали в этом деле Донецкая, Черкасская, Хмельницкая, Херсонская организации Общества. После того как укрепилась материальная база, выросли кадры актива, эти областные организации выдвинулись в число передовых.

Президиум республиканского комитета ДОСААФ Украины несколько лет тому назад, посоветовавшись с активом, решил основные средства, получаемые от членских взносов, направлять на капитальное строительство, укрепление учебной и спортивной базы. Многие областные организации начали вкладывать средства в строительство. По согласованию с местными партийными, советскими и хозяйственными органами они стали строить Дома технической учебы, помещения для автомотоклубов, мастерских, гаражей, восстанавливать старые помещения. Создано уже немало настоящих центров подготовки кадров, учебно-методической, воспитательной, военно-пропагандистской и спортивной работы. Я твердо убежден такие очаги, такие центры, где бы концентрировались учебная, воспитательная, спортивная жизнь комитетов нашего Общества, необходимы.

Дома технической учебы, кроме Чернигова, построены в Ужгороде, Киеве, Ялте, Донецке. В ближайшее время завершается строительство таких опорных пунктов в Харькове, Хмельницком, Виннице, Херсоне. Начали их строить в Луганске, Житомире и Черкассах. Приступают к строительству почти все областные организации.

Одновременно мы намерены построить комбинаты меньшего масштаба во всех районных центрах. И они уже строятся. Их в республике насчитываются сейчас десятки. Да и средств с каждым годом на строительство мы можем расходовать больше. Почему? Ответ прост план по членским взносам перевыполняется, больше получаем доходов по хозрасчету.

Там, где созданы хорошие условия для учебной, спортивной работы, где техника размещена в просторных, хорошо оборудованных помещениях, где ее берегут, там ощутимы успехи подготовки технических кадров.

Это можно проследить на результатах работы многих наших автомотоклубов. Такие клубы, как Киевский, Ужгородский и Ивано-Франковскнй, Черниговский, Одесский, Смелянский, Уманский и многие другие, стали подлинно образцовыми. В них методическая работа ведется по продуманному плану, преподаватели систематически обмениваются опытом, оказывают помощь хозрасчетным курсам при первичных организациях, проводят различные сборы, инструктажи, показательные занятия.

Дома технической учебы становятся все более популяр
ными среди населения. Сюда идет молодежь, чтобы получить техническую специальность, здесь готовятся кадры общественных инструкторов, спортивных судей, тренеров. В Дома технической учебы приходят и преподаватели курсов, школ, председатели первичных организаций, чтобы поучиться тому, как правильно оборудовать тот или иной учебный класс, изготовить и разместить плакаты, макеты, отдельные агрегаты и узлы машин. Здесь часто бывают школьники — они знакомятся с техникой, конструируют автомодели.

В 1962 году комитеты ДОСААФ республики подготовили для народного хозяйства десятки тысяч шоферов, мотоциклистов, трактористов и комбайнеров. Пожалуй, на Украине нет такого автохозяйства, колхоза, совхоза, где бы за рулем автомобиля, трактора, у штурвала комбайна не сидел выпускник курсов ДОСААФ. И надо сказать, что при всех имеющихся еще недостатках качество обучения технических кадров значительно повысилось. В прошлом году общий балл экзаменационных оценок при выпуске шоферов-профессионалов был значительно выше, чем в предыдущие годы. Меньше нареканий мы стали получать и от сотрудников госавтоинспекции.

Капитальным строительством, которое широко развернулось на Украине, достигается еще одна очень важная цель — развивается самодеятельность, расширяются общественные начала. В республике создано 702 самодеятельных спортивно-технических клуба, из них 116 — после V Всесоюзного съезда ДОСААФ.

Многие самодеятельные клубы хорошо организовали хозрасчетную подготовку механизаторов для села. Так, в Кировском районе Крымской области колхозы полностью обеспечены кадрами механизаторов, подготовленных хозрасчетными курсами. На полях колхозов этого района трудятся свыше тысячи шоферов, трактористов, комбайнеров, окончивших курсы при первичных организациях ДОСААФ. На курсах при Здолбуновском самодеятельном клубе подготовлено в прошлом году 400 специалистов.

Члены патриотического Общества наглядно убеждаются а том, что те небольшие суммы, которые они платят в виде членских взносов, идут в дело. На эти деньги строятся дома, учебные центры, приобретается учебная и спортивная техника. Это привлекает новые тысячи и десятки тысяч трудящихся в ряды ДОСААФ. Сейчас в республике значительная часть населения состоит в Обществе, а в таких областях, как Херсонская, Черновицкая, Харьковская, членством охвачено 65—70 процентов населения.

За счет экономии средств, получаемых от членских взносов и за подготовку кадров иа принципах хозрасчета, мы намерены и дальше расширять капитальное строительство, пополнять н обновлять материально-техническую* базу учебных организаций.

Этим занимаются не только комитеты ДОСААФ Украины, «о и других республик. Поэтому мне хотелось бы поставить на обсуждение ряд вопросов, приобретающих жизненное значение. Например, следовало бы подумать о создании типовых проектов зданий для оборонно-массовой работы. По крайней мере, надо иметь хотя бы два типовых проекта один для строительства Дома технической учебы в областном центре, другой — в районном или в пределах территориального колхозно-совхозного управления. К созданию проектов надо привлечь не только архитекторов, но и специалистов, занятых организацией учебной и спортивной работы в комитетах ДОСААФ. Это позволит выработать такие проекты, в которых будет предусмотрен максимум удобств для размещения техники, оборудования, соответствующих учебных классов, проведения спортивных, военно-пропагандистских и других мероприятий. Создание типовых проектов значительно удешевит капитальное строительство и поможет заглянуть в будущее. Ведь здания строятся на многие годы.

Качество подготовки технических кадров для народного хозяйства и обороны страны находится в прямой зависимости от наличия и качества учебной техники, механизмов, агрегатов и других учебных пособий. К сожалению, многие учебные организации ДОСААФ поставлены в весьма трудное положение. Автомобилисты, например, вынуждены изучать агрегаты и механизмы старых образцов машин, которые уже сняты с эксплуатации. По выпускаемым новым моделям автомобилей нет даже плакатов, не говоря уже об узлах и деталях новой техники в разрезе.

Следовательно, огромный размах подготовки населения техническим специальностям настоятельно требует перестройки дела снабжения учебными пособиями. По-видимому, Центральный комитет ДОСААФ совместно с министерствами
автомобильного транспорта и шоссейных дорог республик. Комитетом профтехобразования при Совете Министров СССР должен выработать единую политику снабжения, полностью удовлетворяющую запросы учебных организаций страны.

Необходимо проявить максимум заботы о сохранении, сбережении учебной и спортивной техники. Для этого нужно постоянно проводить большую воспитательную работу среди спортсменов. Спортсмен не только тот, кто искусно водит мотоцикл или автомобиль, а тот, кто, умело используя эту технику, любит и бережет ее.

Прочная материально-техническая база позволит еще шире развернуть все виды военно-прикладного спорта, вовлечь в него новые миллионы юношей и девушек. За последние годы на Украине технические виды спорта завоевали большую популярность среди молодежи.

На Украине насчитываются сотни мастеров мотоциклетного, автомобильного и других технических видов спорта. Среди них заслуженный мастер спорта Э. Лорент, мастера спорта А. Аргеитов, И. Григорьев, Л. Братковский, Н. Евдощук, А. Банников, И. Казаков и другие. Только в 1962 году комитеты Общества подготовили многие тысячи мотоциклистов-разрядников.

И все же автомобильный и мотоциклетный спорт еще не стал по-настоящему массовым. Думается, что, создавая центры учебной и спортивной работы, мы расширим подготовку спортивных судей, инструкторов, тренеров. А их пока готовится крайне мало. В результате мотоциклетная техника используется плохо. В некоторых областях Украины спортсменов-разрядников можно пересчитать буквально по пальцам. Так, за весь 1962 год в Черновицкой области подготовлено… шесть разрядников.

Спортивным федерациям и секциям надо смелее привлекать к участию в массовых соревнованиях мотоциклистов-любителей, имеющих собственные мотоциклы. Я не раз бывал у наших друзей в Чехословакии. Там это дело поставлено образцово. В выходные, праздничные дни тысячи мотоциклистов на собственных машинах устраивают гонки, борются за первенство, за честь кооператива, района, города. Соревнуются старые и молодые, мужчины и женщины.

Опыт друзей нам надо перенять. На Украине сотни тысяч людей имеют собственные мотоциклы. А многие ли из них принимают участие в соревнованиях? Мы подсчитали только 0,1—0,5 процента. Приехал я как-то летом в один из крупных колхозов Днепропетровской области. Председатель первичной организации ДОСААФ колхоза сообщил о только что проведенных мотоциклетных соревнованиях. Спрашиваю

— Сколько людей участвовало в гонках?

— Шесть.

— А сколько мотоциклов у колхозников?

— Шестьсот…

К этому грустному диалогу комментарии, полагаю, излишни.

Если бы мы привлекли только десять процентов мотоциклистов, имеющих собственные машины, в городах и селах Украины участвовали бы в соревнованиях десятки тысяч человек! Пока что этого нет из-за неповоротливости, безынициативности многих комитетов ДОСААФ, руководителей секций и федераций автомотоспорта. Еще хуже дело обстоит с привлечением к соревнованиям владельцев личных автомобилей.

Говорят, что обладатели собственных мотоциклов и автомобилей неохотно принимают участие в соревнованиях побаиваются, как бы не разбить машину. Что же, эти опасения, пожалуй, небезосновательны. Существующие программы спортивных встреч действительно рассчитаны, главным образом, на хорошо подготовленных мотоциклистов, вступать в единоборство с которыми вряд ли решатся начинающие спортсмены.

А почему бы федерациям, секциям не разработать облегченную программу и условия соревнований, которые не отпугивали бы, а привлекали любителей? Сделать это можно без особого труда и затрат; надо только приложить больше старания, проявить инициативу, учесть местные условия. Облегченные программы необходимо широко пропагандировать, знакомить с ними заводскую, сельскую молодежь. Надо улучшить наглядную агитацию за спорт, поощрять и популяризировать активистов, победителей соревнований и встреч. Это позволит привлечь к техническим видам спорта новые отряды молодежи.

Наконец, необходимо проявить больше хозяйской заботы о сохранении и сбережении дорогостоящей спортивной техники. Среди мотоциклистов встречаются люди недисциплинированные, бесхозяйственные. Надо так воспитывать спортсменов, чтобы каждый из них болел за фашину, берег ее.

'text-align:justify;'>Недавно республиканский комитет ДОСААФ Украины на очередном пленуме подвел итоги учебно-спортивной работы за год, подверг критике многие недостатки, наметил пути их устранения. У нас есть все возможности к тому, чтобы учебную работу, технические виды спорта поднять на уровень тех требований, которые указаны в приветствии ЦК КПСС V Всесоюзному съезду ДОСААФ.