Автомобильные новости времён СССР

Мотоциклы давних лет

Хороший повод заглянуть в наше мотоциклетное прошлое дают две юбилейные даты, приходящиеся на август 90-летие первого всероссийского рекорда скорости на мотоцикле и 60-летие мотоциклов ижевской марки..

Первыми мотоциклами, появившимися в нашей стране, стали немецкие Гильденбрандт и Вольфмюллер и французские трициклы Клеман. Петербуржец Лундберг в августе 1899 года достиг на трицикле скорости 37,07 км/ч, установив первый всероссийский рекорд скорости. В те годы мотоциклы мы покупали за рубежом. Так, их импорт в 1903 году составил 53, а в 1909 году 526 машин. И как только появился спрос на одноколейный моторизованный транспорт, так и наши Россия и Дукс стали делать отечественные машины. Правда, моторы на них оставались еще иностранными.

С тех пор какие только мотоциклы не встречались на дорогах нашей страны харлеи и индианы, БСА и Нортоны, вандереры и деррады, натерли и мотогуцци. Они приходили разными путями, и весь этот разномарочный парк, голодавший по запчастям и квалифицированному обслуживанию, кое-как выполнял свои функции. Немало этих машин сохранили музеи, а также члены клубов автомотостарины. И некоторые из мотоциклов прежних лет представлены на вкладке снимками Истомина.

Ровно шестьдесят лет назад в августе 1929 года на Ижстальзаводе была закончена сборка пяти разных по конструкции экспериментальных мотоциклов марки ИЖ. Спроектировала их группа энтузиастов под руководством П. В. Можарова. В сентябре они ушли в большой испытательный пробег длиной 3224 километра. Его маршрут прошел через Ижевск, Нижний Новгород, Москву, Псков, Витебск, Смоленск, Орел, Курск, Белгород, Тулу и снова Москву. Испытания первых пяти советских мотоциклов принесли их конструкторам опыт, и в начале 1930 года группа Можарова начала интенсивную работу в Ленинграде, где трестом Тремасс создавался мотоцикл Л 300. Первые 25 машин были готовы в сентябре 1930 года и подверглись всесторонним испытаниям. Впоследствии эта модель с 1931 по 1939 год

серийно выпускалась ленинградскими заводами Промет (входившим в Тремасс) и Красный Октябрь.

А Можарова в 1931 году откомандировали в Москву, где в НАТИ (ныне НАМИ) начала работать конструкторская группа по мотоциклостроению. Там в конце 1931 года началось проектирование тяжелого мотоцикла. Его завершили в мае 1932 года, а в апреле 1933 года экспериментальный цех Иж-стальзавода закончил сборку четырех опытных образцов НАМИ А750 конструкции Можарова. После доводки эту модель (она стала называться ПМЗ А750) выпускал с марта 1935 года подольский механический завод. Но Можаров не смог увидеть эти мотоциклы его не стало в марте 1934 года, когда и в Ижевске, и в Ленинграде уже шло изготовление мотоциклов ИЖ 7 и Л 300. За ними последовали ТИЗ АМ600, ИЖ 9, ИЖ 12, М 72, ИЖ 49 и другие модели. Сегодня, как и 60 лет назад, лидерами в советском мотоциклостроении остаются ижевцы, которые до наших дней сберегли первый ИЖ 1, созданный П. В. Мо-жаровым.

Первые ИЖи, Л 300, НАТИ А750 несли на себе печать руки Можарова. Штампованные детали рамы и передней вилки, повышенные, применительно к нашим дорожным условиям, запасы прочности, глубокая посадка водителя отличительные черты сконструированных им моделей.

ИЖ 1 сохранился до наших дней в одном из заводских музеев Ижевска. Мотоцикл Л 300, изготовленный еще Тремассом, и ПМЗ А750 стоят в экспозиции Политехнического музея в Москве. Один из четырех опытных НАТИ А750 восстановил московский энтузиаст Я. Зузик.

Мы встречаем на столь популярных в наши дни парадах автомотостарины ровесников можаровских конструкций Дер-Рад, Рудж, НСУ, более поздние цюндаппы, санбимы или БМВ, попадаются и отечественные ИЖ 8 или даже ТИЗ 7. Но всего дороже образцы Л 300 (один из них представлен на вкладке) и ПМЗ А750 прямые наследники ИЖ 1 шестидесятилетней давности.