Автомобильные новости времён СССР

МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

В тот день он как обычно открыл дверцу своего автомобиля, сел за руль, повернул ключ в замке зажигания и нажал на газ.

Он и предположить не мог, что в его автомобиль, побывавший в автосервисе, заложена мина замедленного действия и часы судьбы уже начали свой неслышный отсчет до страшной трагедии.

Выехав на встречную полосу, водитель пошел на обгон двух грузовиков. Вдалеке показался КамАЗ, и он чуть прибавил газу. Расчет был верен. Но тут сработала мина. И на сухом прямом шоссе Жигули стало бросать, разворачивая поперек дороги. Действуя как в кошмарном бреду, он сумел-таки уйти на свою сторону. Но МАЗ, который почти обогнал, навалился всей тяжестью на багажник его машины и буквально выдавил ее обратно на встречную полосу. Прямо под колеса КамАЗа. Удар был столь сильным, что машину расчленило на две части, а сам КамАЗ, не удержавшись, перевернулся прямо на дороге. Даже видавшие виды инспекторы ГАИ с ужасом смотрели на последствия катастрофы. Погибла жена владельца Жигулей, а ущерб только от повреждения груза в КамАЗе превысил 14 тысяч рублей. Следственные органы мину в автомобиле не обнаружили…

Если читатель полагает, что взялся публиковать детективы, то он заблуждается. Мафия тут ни при чем. С подобными минами замедленного действия ездят, как мы поняли, тысячи водителей, не подозревающие, что их может ждать! Это и заставило взяться за перо.

Когда водителей спрашивают, какой неисправности в автомобиле они боятся больше всего, называют тормоза, рулевое управление. Между тем по статистике дорожно-транспортных происшествий треть всех ДТП, связанных с техническим состоянием транспортных средств, происходит из-за шин. И это, заметим, только те случаи, в которых шины выступают в качестве прямой причины разрыв, прокол. Если же учитывать еще косвенные, скажем, потерю устойчивости на скользкой дороге по вине изношенного протектора, неправильный подбор покрышек и тому подобное, то цифра получится еще более внушительной.

Все это говорит о том, что шины давно стали важным элементом безопасности движения. Понимая это, шинники предлагают нам различные их конструкции диагональные, радиальные с текстильным или металлическим кордом. Но, становясь все более надежными и совершенными, шины одновременно требуют к себе более грамотного, внимательного отношения. Однако автомобилисты продолжают подбирать их по старинке, как обувку абы подошли по размеру.

Конечно, тут во многом виновата промышленность дефицит резины, который стал прямо катастрофическим, не позволяет выбирать, капризничать, взять бы то, что дают. Так и делаем достаем, что возможно, а потом прикидываем, как лучше добытым распорядиться.

А ведь о том, что нельзя ставить разные по конструкции шины на один автомобиль. Ибо от так называемого угла увода шины, который в свою очередь в значительной степени зависит не только от внешних воздействий на шину, но прежде всего от ее конструкции, автомобиль приобретает либо недостаточную поворачиваемость, либо избыточную, если на нем установлены покрышки с разным углом увода, разумеется. Причем, если в первом случае разница углов увода скажется в основном на утомляемости водителя придется все время доворачивать руль, то во втором автомобиль на вполне конкретный посыл будет отвечать непрогнозируемо более крутым поворотом, вызывающим внезапный занос задней части. Ясно, что аварийная ситуация тут может возникнуть незамедлительно.

В общем, совершенно недопустимо ставить на заднюю ось, скажем, диагональные шины, а на переднюю радиальные. Первые обладают меньшей сопротивляемостью уводу по сравнению со вторыми. Или радиальные с металлокордом и радиальные с текстильным кордом. Или шины серии 70 и серии 80. Все это и есть мины замедленного действия.

Тут мы и подошли к причине, объясняющей трагедию, с которой начали. Оказалось, что на Жигули водителя В. из Полтавы на станции техобслуживания поставили радиальные шины на переднюю ось, оставив на задней диагональные. В городском режиме водитель ничего такого не почувствовал. Но на высокой скорости хватило малейшего уклона, неровности, виляния рулевым колесом, чтобы машина стала неуправляемой. Следствие же обвинило в аварии водителя. И тогда он написал жалобу в редакцию.

Мы обратились за консультацией в НИИ шинной промышленности. И специа
листы подтвердили правило, принятое еще в первые послевоенные годы, остается в силе и поныне. И даже приобретает особую значимость в связи с появлением современных переднеприводных машин и более совершенных конструкций покрышек. Совмещать разного типа и вида шины, как об этом было сказано специалистами, на одном автомобиле безумие.

А заведующий лабораторией рулевых управлений НАМИ доктор технических наук Л.Гинцбург и заместитель директора института по науке Ю. Есеновский даже посчитали важным прислать в редакцию письменный ответ Коэффициент сопротивления уводу у диагональных шин существенно (выделено мною авт.) меньше, чем у радиальных. Соответственно при установке диагональных шин на задней оси автомобиль приобретает свойство избыточной поворачиваемости поворачивается на угол больший, чем задано поворотом рулевого колеса. При этом резко увеличиваются число и величина корректирующих поворотов при прямолинейном движении, резко увеличивается необходимая для гашения заноса скорость поворотов рулевого колеса при маневрировании. Движение приобретает опасный характер…

Как же так случилось, что и сорок лет спустя после того, когда было понято явление, автомобилисты ничего о нем не знают? Ответ убийственно прост. Да потому, что ни Правила эксплуатации шин, ни соответствующий раздел Правил дорожного движения, оказывается, не запрещают такую установку. Составители сих важных документов упустили из виду столь существенное замечание. В итоге автомобилисты не были предупреждены об опасности и продолжают ставить на одну машину разные по конструкции покрышки. Происходят аварии. В них гибнут, калечатся люди, а причину видят в том, что тот, кто сидел за рулем, не справился с управлением. Таким образом, правила скрывают еще и истинные причины, загоняя болезнь внутрь.

Как мы сказали, водителя В. обвинили тоже в том, что он не справился с управлением, и только амнистия да положение пострадавшего спасло его от сурового наказания. Но на него повесили многотысячный ущерб от аварии. Его исключили из партии. Да что там, вся жизнь оказалась разбитой. И два года тянется изнуряющая душу неопределенность виноват он или нет. Таковы конкретные последствия изъянов в правилах.

И хотя прокуратура области после обращения редакции отменила прежнее решение и направила дело на новое расследование, следствие, не исключено, вернется к той же версии. Дело побывало у автотехнических экспертов Харькова, Киева, Москвы и снова Киева, но все их заключения сводятся к одному запрета эксплуатировать автомобиль, на передней оси которого установлены радиальные шины, а на задней диагональные, в Правилах дорожного движения нет. Более того, эксперты пишут Водитель мог контролировать устойчивость автомобиля при условии выполнения правил движения, имея в виду обязанность водителя при возникновении опасности снижать скорость и тормозить. Но как раз это-то и усугубляет занос автомобиля при такой установке шин!

Оставим на совести экспертов незнание основ теории автомобиля и столь безответственные заявления. Важно сейчас увидеть другое они формально правы! Так с недоговорками составленные инструкции, законы рождают валы неразберихи, путаницы, беспорядка. Безответственности.

В затруднительном положении оказались и правоохранительные органы. Понимая, что водитель невиновен, они не могут привлечь к ответу никого другого. В том числе работников автосервиса, хотя они-то знали, что творили. И как будет вести себя автомобиль при такой установке шин тоже. Знали но не предупредили. Формально же и автосервис тут невиновен, ибо не нарушил ни ГОСТа, ни Правил. А остальное дело совести, морали, а тут закон молчит.

Все это мы говорим не только для того, чтобы показать, какими серьезными последствиями оборачивается несерьезное отношение к составлению нормативных документов, игнорирование данных науки, некомпетентность и бытовой, на уровне дилетантства и ремесленничества, иного определения не подберу, подход.

Мы все хотим жить в правовом государстве. Но оно начинается с личной ответственности каждого за дело, которое поручено.

К кому же с иском о возмещении ущерба могут обратиться водитель В. и другие, оказавшиеся в подобном положении? Сегодня не к кому. И в том, что назвать это конкретное лицо мы не можем, видится еще одна причина безответственности и легкомыслия, которые допускаютс