Автомобильные новости времён СССР

КОЛЯСКУ ОТ ИЖА К ЯВЕ

Для мотоциклов ЯВА, как известно, предназначен боковой прицеп Велорекс.

Но вот попробуйте его приобрести. Из-за ограниченных поставок для подавляющего большинства явистов эта проблема неразрешима. И потому все чаще обращают они свои взоры на хорошо зарекомендовавший себя боковой прицеп ВМЗ 9.203, выпускаемый для ижевских мотоциклов. Правда, и он нынче в дефиците, но нет-нет да и окажется в городском, а чаще в сельском магазине. Мне в этом смысле повезло, и я решил приспособить его к своей ЯВЕ модели 638.0 в одиночном исполнении.

Чтобы справиться с этим делом, потребовалось изменить несколько деталей, приобрести и изготовить ряд новых.

При этом большим подспорьем мне послужили чертежи. Вот как выглядят переделанные и дополнительные детали.

Передний верхний кронштейн состоит из серьги, распорной втулки и скобы, которая приваривается к штатной пластине крепления передней дуги безопасности. Устанавливается кронштейн спереди, то есть с наружной стороны рамы.

Передний нижний кронштейн включает пластину и трубу, декоративную заглушку и сферический наконечник. Кронштейн монтируется между нижней поперечиной рамы и дугой безопасности. При этом дугу можно оставить на мотоцикле. Труба должна иметь

внутренний диаметр 20 21 мм и стенку толщиной не меньше 2 мм.

Подседельный болт штатный, он поставляется в комплекте с коляской ВМЗ. Необходимо лишь укоротить его на 117 мм, нарезать резьбу Ml2 и установить вместо верхнего правого болта, крепящего задний амортизатор.

Задний нижний кронштейн имеет сферическую головку. Он монтируется вместо правой подножки пассажира, функции которой теперь будет выполнять рама бокового прицепа.

Заднюю штатную тягу коляски нужно установить вперед, а бывшую переднюю укоротить до 260 мм и установить назад. Если этого не сделать, будет сложно отрегулировать развал и схождение колеса прицепа.

Места сварки деталей следует зачистить, загрунтовать и окрасить в черный цвет или цвет мотоцикла. Перед присоединением коляски необходимо сменить ведущую звездочку на меньшую (15 зубьев). Помните, что после этого показания спидометра будут несколько отличаться от истинных в сторону увеличения. Поскольку нагрузка на мотоцикл теперь намного возрастет, нужно поджать пружины передней вилки и задних амортизаторов. Желательно установить на руле включатель стояночного тормоза, а на нижней траверсе передней вилки демпфер рулевого управления. Этими деталями комплектуются мотоциклы ЯВА в колясочном варианте.

Чтобы уменьшить время на переоборудование мотоцикла-одиночки в колясочный вариант и обратно, советую на крыло прицепа установить указатели сигнала поворота от ИЖа (если он ими не укомплектован), а из правых указателей поворота на мотоцикле просто вынуть лампочки. Жгут проводов прицепа без каких-либо затруднений присоединяется к разъемам заднего фонаря.

И еще. Для хозяйственных нужд не всегда годится грузовой вариант бокового прицепа. Поэтому из 8-миллиметровой фанеры и деревянных брусков я изготовил грузовой кузов размером 1500X550X300 мм. Передний и задний борта его сделал открывающимися и быстросъемными. Это позволяет перевозить длинные доски, трубы и т. п. Для удобства выгрузки сыпучих материалов (песок, земля) прикрепил кузов к раме бокового прицепа только в двух точках спереди, он стал опрокидывающимся. Кузов установлен на резиновых подушках, крепится штатными болтами М10 и хомутами, а накрывается тентом грузового варианта из комплекта бокового прицепа.

Хочу особо отметить, что после того, как я присоединил прицеп, мой мотоциклетный сезон значительно удлинился, поскольку езда стала более безопасной. Особенно это заметно ранней весной и поздней осенью, когда гололед не редкость на дороге.

Прицеп ВМЗ 9.203 служит мне без поломок уже второй год. Подобным образом можно присоединить коляску от ИЖа ко всем ЯВАМ моделей 634 и 638.