Автомобильные новости времён СССР

Когда в товарищах согласья нет…

Когда в товарищах согласья нет — на лад их дело не пойдет! — гласит народная мудрость.

Однако, как ни странно, эту простую и всем понятную истину иногда еще приходится доказывать.

Машины с номерами самых различных городов можно встретить сегодня на дорогах любого района и области страны. И просто необходимо, чтобы водитель всюду встречал одинаковые требования, чтобы методы и способы регулирования движения в Рязани и Кишиневе, Баку и Мурманске, в других городах не отличались друг от друга.

Немало хлопот и неприятностей доставляли в свое время шоферам многочисленные «местные» законы движения автотранспорта. Когда были введены единые для всей страны Правила, наверное, многие из водителей облегченно вздохнули «Ну, теперь дело пойдет на лад!»

И вот прошло два года… Устранены многие недостатки в организации движения, но сделано еще далеко не все. Многочисленные письма в редакцию журнала свидетельствуют, что отсебятине и разнобою в толковании правил движения, нарушению установленных стандартов конец еще не положен.

Как ни обстоятельны Правила, они определяют лишь общий порядок движения транспортных средств. О его конкретных условиях водителя извещают дорожные сигнальные знаки. Но давайте посмотрим, всюду ли их применение продиктовано необходимостью, всегда ли они помогают водителю разобраться в складывающейся обстановке?

Для начала выберем самый простой знак — «Въезд запрещен». Кажется, здесь все ясно. Еще с курсантской скамьи водители помнят коль висит «кирпич», представь, что перед тобой стена.

Работники ОРУД-ГАИ города Таллина, видимо, не согласны с этим. Они решили «смягчить» категорическое предписание знака, вывешенного на ул. Выру, указателем, из которого следует, что все же «Въезд разрешен грузовому транспорту для погрузки и разгрузки товаров и инвалидным машинам». Но если под знак может въехать грузовик, почему это запрещено легковому таксомотору с товаром, «Москвичу» – универсалу или машине, оборудованной для перевозки людей? Не разумнее ли было повесить знак «Сквозной проезд запрещен» и не заставлять водителя усомниться в справедливости того, чему его учили в автошколе? Да и как прочитать текст указателя, если по правилам водитель обязан за 20 метров до знака развернуться для движения в обратном направлении? Наконец, ему придется решить и еще одну задачу чему все-таки подчиниться — знаку «Въезд запрещен» или находящейся рядом стреле-указателю «Одностороннее движение», острие которой направлено как раз в «закрытый» проезд?

К сожалению, этот пример не единичен. Видимо, и работники московского ОРУДа полагают, что на «стену» можно ехать. Два квартала улицы Зацепы закрыты для въезда со всех сторон. Заметим, кстати, что на улице находится около десятка магазинов, торговых баз, не говоря уже о жилых домах, к которым нельзя отовсюду запретить подъезд.

Но сейчас речь о другом. Много лет водителей, подъезжавших к Зацепе смущало совершенно непонятное соседство знаков «Въезд запрещен» и «Стоянка запрещена». И действительно, было чему удивляться. На кого же распространял свое действие последний знак, если движение по улице запрещено? Недавно, правда, его сняли, но таких «зацепских» вариантов в городе еще немало. Улица 25-го Октября. Движение только направо. Однако и здесь в продолжении проезда висит знак, запрещающий стоянку. Кому — неизвестно.

А вот как «оформляются» железнодорожные переезды в Латвии. Кроме стандартного предупреждающего знака, с левой стороны устанавливается все тот же знакомый нам «кирпич». В ГОСТе записано «…знаки могут повторяться на левой стороне улицы или дороги». Значит, въезд на переезд закрыт? Вот уж совсем непонятно! Причем эффект «нововведения» дополняется еще одним знаком «Движение только прямо». Но это уже, по-видимому, для тех водителей, которые, несмотря на запрет, въехали на переезд и могут попытаться продолжать путь… по железнодорожному полотну. Не правде ли все это напоминает головоломку?

А как понять сочетание знаков, которые встречаются на некоторых улиц Риги? «Сквозной проезд запрещен», в рядом — «Движение только налево». Но ведь каждый из них исключает «соседа»! Причем знак «Движение только налево» установлен за перекрестком, что совершенно противоречит Правилам. По всей вероятности, его с
путали с указателем ведь в этом случае надо было просто использовать дополнительные средства к знакам — табличку с указанием направления объезда.

К снимку, сделанному на Ленинских горах в Москве, и пояснений никаких не нужно. Если проезд грузовым автомобилям запрещен, то какой смысл в знаке «Обгон грузовым автомобилям запрещен»? Поясним, что «местный подъезд» здесь исключен в зоне действия знака нет ни одного предприятия, жилого дома или другого объекта, к которому мог бы следовать автомобиль.

Теперь посмотрите, с какой вольностью относятся к установке знаков Киеве. Улица Красноармейская ведет к стадиону. В дни спортивных состязаний на ней появляется этот знак «Остановка запрещена».

Здесь многое непонятно. Во-первых, почему запрещена остановка? На улице много магазинов, культурно-бытовых учреждений, предприятий, жилых домов. Разве не достаточно было лишь ограничить стоянку? Во-вторых, кто придумал такую установку знака? Государственный стандарт требует, чтобы от нижнего края знака до поверхности дороги оставалось расстояние в 2—2,5 метра. Иначе водителю и рассмотреть его трудно. В Киеве этим требованием ГОСТа пренебрегли. Удивляет и другое расположен знак прямо над осевой линией. Как же определить, на какую сторону улицы распространяет он свое действие? Такая установка разрешалась прежде правилами движения. Не ими ли руководствуются до сих пор работники киевского ОРУДа?

Если вы, путешествуя на мотоцикле, приедете в Ленинград, не думайте, что вам удастся полюбоваться Медным всадником. На автомобиле к памятнику подъехать можно, на мотоцикле — и не пытайтесь! Медный всадник со всех сторон огражден знаками «Остановка запрещена» с дополнительной табличкой… «только мотоциклам».

Мотоциклистам в Ленинграде вообще не повезло. Им запрещено движение по многим центральным проспектам и улицам города.

Приходится «петь страдания» и саратовским мотоциклистам. По проспекту имени Кирова в Саратове движение мотоциклов также запрещено. Может быть, в этом и была необходимость. Мы хотим рассказать о другом. Всем известно, что под этот запрещающий знак «местный подъезд» в пределах одного квартала возможен. Однако, как сообщили нам мотолюбители А. Турчанинов, Г. Рудаков, А. Новорасов и другие, работники ГАИ за такие действия наказывают мотоциклистов вплоть до лишения водительских прав. Не кажется ли госавтоинспекции Саратова, что она по-своему толкует правила движения?

Дорожные сигнальные знаки и указатели должны помогать водителям в работе, содержать точную, а главное — необходимую информацию об ограничениях в организации движения, не предусмотренных общими правилами. К сожалению, случаи, описанные нами, не могут в этом служить примером.

Чтобы каждый человек за рулем уважал (именно так!) дорожные знаки и указатели, применение их должно быть оправдано действительной необходимостью. Увы, это непременное условие выполняется далеко не всегда и не везде. Скажем, во Львове они иногда используются просто для «украшения» улиц, как элемент их «художественного оформления».

О чем предупреждает водителя, например, указатель, который установлен в самом центре Львова у пересечения Торговой улицы с проспектом Ленина? О том, что движение через перекресток разрешено в два ряда, что из правого ряда он должен повернуть только направо, а из левого — двигаться прямо и налево.

А нужен ли такой указатель? Обо всем этом достаточно четко и определенно сказано в 46-й и 58-й статьях Правил. Более того, в практике движения (как это видно из помещаемого снимка) требование указателя не всегда выполнимо.

Обратите внимание заодно и на необычные миниатюрные светофоры. Вы не встретите подобных ни в одном другом городе. Можно только посочувствовать львовским шоферам, которые обречены на нелегкий труд, отыскивая в огнях реклам и вывесок сигналы такого светофора. А уж иногороднему водителю это совсем не по плечу.

Повторяем много полезного и важного сделано в деле безопасной эксплуатации автомобилей и мотоциклов, но работа эта еще далеко не закончена.

Читателя, вероятно, заинтересует вопрос почему работники, занимающиеся организацией движения автомототранспорта, действуют столь несогласованно? Отчего в их работе еще так много отступлений от общепринятых стандартов, разночтений единых Правил, которые должны
стать законом на всей территории страны?

Увы, на этот вопрос мы ответить не сможем. Предоставим сделать это товарищам из госавтоинспекции.