Автомобильные новости времён СССР

ИСПЫТАНИЯ И ПОДБОР СВЕЧЕЙ К ДВИГАТЕЛЯМ

Знаете ли вы, какой долгий путь проходит свеча зажигания от рождения до внедрения в серийное производство? Создавая ее, конструктор должен предусмотреть очень многое, но главным требованием является соответствие ее тепловой характеристики основным режимам работы двигателя..

Критерием оценки тепловой характеристики свечи является так называемое калильное число, определяющее верхний тепловой предел ее работоспособности. Чем более напряженные тепловые режимы двигателя, тем выше должно быть калильное число свечи, и наоборот. Если, например, для двигателя автомобиля ЗИЛ-164 ставят свечи типа А16У с калильным числом около 135 единиц, то двигатель автомобиля «Москвич-407», который работает на более напряженных режимах, требует свечи с калильным числом не менее 165-170 единиц.

Одним из ответственнейших этапов создания новых свечей является их испытание. После изготовления опытных образцов их тарируют на специальной моторной установке, позволяющей путем сравнения с эталонной свечой определить с достаточной точностью калильное число. Затем начинаются всесторонние лабораторные испытания, в процессе которых проверяют бесперебойность искрообразования под давлением, герметичность по центральному электроду и корпусу свечи, сопротивление изолятора электрическому пробою и т.д. Проводятся эти испытания на специальном приборе, сконструированном в НИИ автоприборов.

Затем свечи подвергают термическому испытанию. После нагрева до 700 градусов и последующего охлаждения они вновь поступают в лабораторию для повторной проверки тех же параметров.

Но вот лабораторные испытания успешно завершены. Это, однако, не значит, что можно сделать вывод о пригодности свечей. Предстоят еще длительные эксплуатационные испытания.

Большие партии свечей устанавливают на автомобили, работающие в самых разнообразных условиях. Так, свечи теплового ряда НИИ автоприборов типа Э319, предназначенные для замены менее совершенных свечей А16У двигателей ЗИЛ-164, испытывают на городских и междугородных автобусах, бортовых грузовых автомобилях и самосвалах, автокранах и автокомпрессорах, на автопоездах и т. д. Для сравнения на некоторые двигатели устанавливают свечи массового производства.

Чтобы иметь возможность следить в процессе испытаний за поведением свечей, предварительно в лабораторных условиях замеряют высоту центрального и толщину бокового электродов, зазор между ними, давление перекрытия искрообразования, герметичность по центральному электроду и по корпусу и т. д. Эти данные по каждой свече заносят в специальные карточки, которые служат основным документом при испытаниях.

Через каждые 5—8 тысяч километров пробега автомобилей вновь определяют те же параметры. По их изменению можно судить о работоспособности и долговечности свечи.

Эксплуатационные испытания продолжаются до выхода свечей из строя. После этого их исследуют с целью выявить причины отказа в работе.

Испытания позволили установить, что свечи нового теплового ряда, созданные в НИИ автоприборов, значительно превосходят по своим эксплуатационным свойствам свечи, выпускаемые промышленностью сейчас. Например, свечи А16У выходят из строя в среднем после 30 тысяч километров пробега автомобиля, тогда как срок службы новых свечей типа Э319 составляет 75—80 тысяч километров. За счет чего это достигнуто? В результате применения токопроводящего стеклогерметика для герметизации центрального электрода полностью устранено просачивание газов в соединении. Хорошая герметичность позволяет уменьшить износ центрального электрода, способствует улучшению работы двигателя. Не случайно поэтому предполагается в ближайшее время взамен выпускаемых сейчас свечей начать производство новых свечей теплового ряда НИИ автоприборов.

Итак, вы знаете, как определяют эксплуатационные свойства свечей для двигателей серийных автомобилей. А если они требуются для новых моделей автомобилей и мотоциклов? В этом случае свечи приходится специально подбирать к двигателю. Вначале проводят моторные испытания. После описанной выше лабораторной проверки берут несколько комплектов свечей с различными калильными числами. Их поочередно испытывают на двигателе, находящемся на стенде. Двигатель работает на режимах маскимальной мощ
ности, холостого хода и промежуточных режимах.

На режиме максимальной мощности у свечи, имеющей низкое калильное число, возникает так называемое калильное зажигание. Стоит установить свечу с более высоким калильным числом, и это явление исчезнет. Казалось бы, вопрос решен. Но это не так. Существует другая опасность чем выше калильное число, тем больше свеча склонна к «забрызгиванию». При промежуточных режимах, и особенно при режимах холостого хода, на электродах накапливается копоть и в конце концов свеча перестает работать. Кроме того, такая свече не сможет обеспечить надежный пуск двигателя.

Правильный подбор свечи не только исключает подобные явления, но и улучшает работоспособность двигателя. После моторных стендовых испытаний предварительно выбирают тип свечей, обеспечивающий работу на холостом ходу. Их испытывают на стенде 400—500 часов для определения износостойкости и работоспособности. При этом периодически замеряют те же параметры, что и во время эксплуатационных испытаний.

Параллельно проводят всесторонние дорожные испытания. Они необходимы потому, что на стенде при всем желании невозможно полностью имитировать те условия, в которых работает двигатель. Это подтверждается следующим примером. По результатам стендовых испытаний к двигателю ЗАЗ-965В микролитражного автомобиля «Запорожец» была подобрана свечи типа А9У. В процессе дорожных испытаний выяснилось, однако, что она перегревается вследствие недостаточной вентиляции подкапотного пространства и не обеспечивает нормальной работы двигателя. Пришлось рекомендовать для «Запорожца» другие свечи — типа А75У.

Во время стендовых и ходовых испытаний непрерывно замеряют температуру уплотняющих колец под свечами, головки цилиндров, охлаждающей среды и т. д.