Автомобильные новости времён СССР

газ глаз да глаз!

В июньском номере мы рассказали об устройстве и работе отечественной газобаллонной аппаратуры, предназначенной для легковых автомобилей индивидуального пользования.

Поскольку ее эксплуатация имеет ряд особенностей, было решено вынести эту тему в Клуб. Ее продолжит уже знакомый читателям кандидат технических наук В. А. ЛУКШО (НАМИ).

Начнем с первой операции пуска двигателя. В теплое время года он не представляет затруднений. Что касается зимы, то надо иметь в виду пуск холодного двигателя на газовом топливе возможен при температуре воздуха до минус 5 минус 10 С. При более низкой мотор рекомендуется пускать на бензине.

Прежде всего необходимо открыть расходный вентиль арматуры баллона, установить переключатель вида топлива в положение газ. Затем нажать на 1 2 секунды кнопку (на переключателе) пускового электромагнитного клапана, прикрыть воздушную заслонку и включить стартер. Если двигатель не заработал в первые 1 2 секунды, слегка прикрыть воздушную заслонку в момент включения стартера. Когда двигатель прогрет, пусковой клапан включать нельзя.

Обороты холостого хода на газе рекомендуется регулировать в такой последовательности. Пустим двигатель на бензине и прогреем его. Откроем расходный вентиль на баллоне. Отвернем регулировочные винты тройника-дозатора (он размещен перед смесителем) на 2 2,5 оборота от положения, когда он полностью закрыт. Установим повышенную частоту вращения коленчатого вала для этого можно выдвинуть рукоятку управления воздушной заслонкой до отказа. Теперь переведем переключатель вида топлива в нейтральное положение. При этом оба электромагнитных клапана (для газа и бензина) закрыты и бензин расходуется из поплавковой камеры. При первых перебоях в работе установим переключатель в положение газ. Если двигатель работает на газе, постепенно вдвигаем рукоятку управления воздушной заслонкой, снижая частоту вращения и контролируя устойчивость работы двигателя. Как только появятся перебои, не даем двигателю заглохнуть и добиваемся его устойчивой работы на минимальных оборотах, вращая винт для регулировки выходного давления редуктора в ту или другую сторону. Перед регулировкой рекомендуем вывернуть винт холостого хода, расположенный в корпусе системы холостого хода (правее стрелки), на полоборота от положения, которое соответствует полному закрытию. Если и тогда не удастся добиться устойчивой работы на минимальных оборотах при помощи винта регулировки выходного давления, завернем винт холостого хода на 1 /8 оборота и повторим регулировку.

Положение винтов тройника-дозатора подбираем в движении. Заворачивая винт подачи газа в первичную камеру карбюратора на 1/4 оборота, проверяем устойчивость работы двигателя при постоянных скоростях 10 15 км/ч на первой передаче, 20 25 км/ч на второй и 40 50 км/ч на третьей. Если провалов и подергивания автомобиля нет, заворачиваем этот винт тройника-дозатора еще на 1/4 оборота и так далее. Как только при указанных режимах движения автомобиль начал подергивать, выворачиваем винт на 1/4 оборота.

Положение винта подачи во вторичную камеру подбираем из условия наилучшей динамики разгона от 30 до 60 км/ч на третьей передаче. Винт выворачиваем до тех пор, пока не достигнем наименьшего времени разгона. Проконтролировать правильность регулировки можно разгоном на прямой передаче от скорости 40 50 км/ч. Выдвигая рукоятку воздушной заслонки, обратим внимание на изменение интенсивности разгона. Если она растет, необходимо еще вывернуть винт подачи во вторичную камеру, при снижении его можно завернуть на 1/4 оборота. После установки винтов тройника-дозатора проверяем и при необходимости регулируем холостой ход.

Может быть, на первый взгляд все эти процедуры покажутся чересчур сложными, но они необходимы и постарайтесь точно выполнять их.

Останавливаем двигатель, работающий на газе, как обычно выключив зажигание. Перед длительным перерывом в езде (более 3 часов) рекомендуем перевести переключатель в нейтральное положение (между метками бензин и газ) и выработать газ, пока двигатель не заглохнет, затем выключить зажигание.

Перед длительной (более двух суток) стоянкой следует закрыть расходный вентиль арматуры и выработать из магистрали газ до остановки двигателя, затем выключить зажигание.

Если холодны
й двигатель предстоит пускать при температурах ниже минус 5 минус 10 С, перед остановкой переводим его на бензин.

В свое время газеты писали о тяжелых последствиях легкомысленного отношения к газовой аппаратуре (взрывы, пожары, отравления). Поэтому уход за ней и устранение неисправностей требуют более серьезного подхода, чем на машинах, где топливом служит бензин. Несколько слов о характерных неисправностях газобаллонной аппаратуры и способах их устранения.

Газ не поступает в двигатель. Это случается вследствие засорения электромагнитного клапана-фильтра или входного штуцера редуктора-испарителя, а также из-за неисправности электромагнитного газового клапана или переключателя вида топлива, засорения газопровода отложениями, залипания скоростного клапана в арматуре баллона. В Первую очередь надо проверить, полностью ли открыт расходный вентиль арматуры. Имейте в виду, что с первыми одним-двумя оборотами вентиль выбирает свободный ход и лишь затем поднимает запорный клапан. Потом необходимо проверить, срабатывает ли электромагнитный клапан, и только после этого с особой осторожностью приступить к извлечению и очистке газовых фильтров. Расходный вентиль при этом должен быть полностью закрыт.

Если, отсоединив газопровод, связывающий баллон с электромагнитным клапаном-фильтром, от корпуса клапана, вы обнаружили, что в нем нет газа, надо отсоединить и прочистить трубопровод также от блока арматуры. Ремонтировать блок следует на специализированном предприятии.

Двигатель не развивает полной мощности. Проверяем, как он реагирует на прикрытие воздушной заслонки. Если его мощность увеличивается хотя бы кратковременно, то, значит, дефект связан с недостаточным поступлением газового топлива, а причины в первую очередь те, что были названы выше. Затем убеждаемся, нет ли повреждений вакуумной трубки, сообщающей редуктор-испаритель с впускной трубой. Недостаточное поступление газа в двигатель следствие повреждения диафрагмы второй ступени или разгрузочного устройства редуктора-испарителя, неполного открытия клапанов второй и первой ступеней редуктора, низкого давления в его второй ступени. Последние два случая весьма редки в эксплуатации. Поэтому, если устранение всего перечисленного выше не помогло, проверяем, есть ли газ в баллоне возможно, двигатель работает на паровой фазе и уже пора двигаться в сторону газозаправочной станции. И тут неплохо помнить правило в бензиновом двигателе вы разбираетесь как гроссмейстер, а в газовом пока как ученик. Только повышенная внимательность предостережет вас от ошибок.

В случаях, когда прикрытие воздушной заслонки приводит к еще большей потере мощности, необходимо убедиться, что одновременно с газом не поступает бензин. Открыв капот, обратим внимание на редуктор-испаритель. Если он покрыт инеем, доливаем охлаждающую жидкость в систему и проверяем, поступает ли она в редуктор-испаритель. Убедившись, что бензин в двигатель не поступает, а редуктор-испаритель не переохлажден, проверим правильность установки винтов тройника-дозатора.

Неустойчивая работа на холостом ходу и ухудшение пуска двигателя могут быть следствием разрегулировки системы холостого хода редуктора-испарителя, подсоса воздуха во впускную систему двигателя через прокладки и соединения, повреждения диафрагмы разгрузочного устройства или трубки вакуумной магистрали, разрегулировки (нарушения давления) второй ступени редуктора-испарителя. В газовой системе много стыков, которые на халатное отношение к ним отвечают утечками, пожарами, отравлениями.

При включенном газовом электромагнитном клапане газ может поступать в неработающий двигатель из-за повреждения диафрагмы редуктора-испарителя, засорения или негерметичности клапана второй ступени.

Разумеется, дефекты, связанные с неустойчивой работой двигателя как под нагрузкой, так и на холостом ходу необходимо устранять после того, как убедимся, что на бензине двигатель работает без отклонений от нормы.

Надежность и безопасность газобаллонной аппаратуры в первую очередь обеспечивается высокой культурой эксплуатации и соблюдением правил технического обслуживания. Прописные истины? Но пренебрежение ими уже приводило к неприятным последствиям. Поэтому наберитесь терпения. Необходимо регулярно, не реже одного раза в месяц, контролировать герметичность газовы