Автомобильные новости времён СССР

ДВИЖЕНИЕ ПО РАДИОВОЛНЕ

Как хорошо иметь попутчика, который и правильный маршрут подскажет, и практические советы по вождению даст, и, если надо, развеселит, снимет напряжение, усталость..

О том, что водителям совершенно необходима своя радиоволна в эфире, говорится давно. Еще в 1983 году об этом довольно подробно писал. У нас разговоры, увы, остаются разговорами, а во многих странах радиовещание для автомобилистов не только уже действует, но и успешно развивается. Причем на научной основе в передачах сочетается так называемая функциональная музыка, способствующая активизации основных психофизиологических процессов, необходимых при вождении, с оперативной информацией обо всем, что важно и необходимо знать водителю.

Например, радиостанция в Риме, работая круглосуточно, транслирует легкую музыку и дважды в час короткие сообщения о состоянии и загруженности транспортных артерий города. У водителей Венгрии популярна служба транспортной информации Фэвинформ в Будапеште. Восемь раз в день радиостанция выходит в эфир, оперативно сообщая о предстоящих изменениях в организации движения на улицах города, о маршрутах общественного транспорта, возможных заторах, о движении пассажирских поездов и самолетов, времени прибытия, изменениях в расписании. Специальная радиопрограмма Зеленая волна на правах отдела общегосударственного радио действует в Праге. Она также выходит в эфир восемь раз в день. В ее информационные выпуски включаются любые сведения, которые могут пригодиться в пути. Например, можно услышать предупреждение, что по такой-то трассе везут негабаритный груз, где-то идет ремонт дороги, а в таком-то месте гололедица. Диктор подскажет и оптимальные пути объезда.

Практика показала, что деятельность радиостанций для водителей не только способствует решению некоторых важных социальных проблем большого города. Она дает и весьма ощутимый экономический эффект. Та же радиопрограмма Зеленая волна позволила сократить количество дорожно-транспортных происшествий в Праге на 7 10%. Ежегодно на ее обеспечение (в штате редакции 12 сотрудников) уходит 500 тысяч крон, а экономический эффект ее работы, по подсчетам специалистов, составляет 350 миллионов крон. Такой успех закономерен. Это результат рационального регулирования автомобильных потоков, позволяющего уменьшить расход бензина, предотвратить заторы, снизить число аварий.

Информация, призывающая к экономии горючего, часто является составной частью музыкально-информационных радиопрограмм для водителей Парижа. Из этих передач можно узнать, что плохо отрегулированный двигатель потребляет на 10% бензина больше нормы, неправильное давление в шинах увеличивает расход на 3, а установленный на крыше багажник до 10%. Разгон на повышенных оборотах приводит к увеличению потребления топлива на 30%, а, скажем, агрессивная манера вождения с резким троганьем, резким торможением и бесконечными обгонами на 50%. Думается, что любой водитель в нашей стране был бы благодарен такому радиосервису за многие полезные сведения и помощь в пути.

Радиостанции для водителей, кроме экономического эффекта, который является результатом хорошо спланированной, профессионально поставленной работы, способствуют еще и повсеместному улучшению психологического климата на дороге. Восприятие их передач усиливает музыка, подбираемая специалистами с учетом суточного ритма жизнедеятельности человека, дня недели, времени года.

Ну а что же у нас? В целях ускорить создание таких радиостанций в крупных городах можно дать несколько рекомендаций.

Режим трансляции музыкально-информационных программ должен строиться на основе психофизиологических особенностей состояния человека в динамике суток. Установлено, что хорошее состояние, способствующее трудовой деятельности, приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 часа, а снижение трудовой активности на 2, 9, 14, 18 и 22 часа.

В передачи следует включать советы психолога, врача, которые обозначат и прокомментируют те или иные состояния человека, в которых может оказаться водитель в зависимости от возраста, пола, навыка вождения, погоды, времени суток, года и множества других установленных наукой факторов.

Соответственно режиму дня, недели, времени года необходимо строить и музыкальные передачи, используя при их разработке методы функциональ