Автомобильные новости времён СССР

ДВА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСПОНАТА

Среди восьми тысяч роллс-ройсов модели Сильвер гоуст, выпущенных за двадцать лот, этот интересен для нас по-особому, Не только том, что он единственный в мире полугусеничный автомобиль прославленной марки.

А в первую очередь потому, что им в последние годы своей жизни пользовался В. И, Ленин, 120-летие со дня рождения которого мы отмечаем.

Среди разнообразных автомобилей гаража ВЦИК начала 20-х годов находились Делонз-Белльвиль, Рено, Руссо-Балт-С24-35, Тюрка-Мери, в также несколько роллс-ройсов, старых и новых. Полугусеничная машина (ее называли тогда автосанями), что экспонируется в Горках Ленинских, служила Владимиру Ильичу для зимних поездок, в том числе и по дорогам Подмосковья. Летом путь из Горок я Москву на быстроходном автомобиле занимал около часа. Автосани по заснеженной и обледенелой дороге двигались медленнее. Например, на открытие электростанции в деревне Каши-но (ныне Волоколамский район Московской области) 14 ноября 1920 года 8, И, Ленин выехал утром, а прибыл на место а середине дня.

Когда в конце декабря 1921 года здоровье Владимира Ильича ухудшилось, Политбюро приняло решение предоставить ему шестинедельный отпуск, Ленин провел его в тихой деревне Костино (ныне г. Калининград Московской области), куда приехал на автосанях 17 января 1922 года, Телефон, почта и полугусеничный Роллс-Ройс помогали ему поддерживать связь с внешним миром.

Автосани представляли собой легковой автомобиль, у которого задние колеса заменялись тележками с резинотканевыми гусеничными лентами. От каждой полуоси вращение на два ведущих барабана каждой тележки передавалось цепями. Широкая гусеница обеспечивала малое удельное давление на снежный наст около 0,11 кгс/см2. Под передние колеса, у которых вместо серийной оси была специальная, устанавливались широкие лыжи с прорезями для шин. Этот комплект оборудования весил 490 кг. Такое приспособление, сконструированное в России изобретателем А. Кегрессом, существенно повышало проходимость машины по зимним дорогам.

До недавнего времени считалось, что оба сохранившихся до наших дней ленинских роллс-ройса (о второй машина расскажем ниже) были построены в 1914 году. Джузеппе Дикорато, корреспондент итальянского журнала Руотеклассике, побывав в Центральном музее в. И. Ленина в Москве и Государственном историческом заповеднике Горки Ленинские, не только сделал множество снимков обеих машин, но и провел собственное расследование их истории. Вот что он сообщил на страницах своего журнала.

Один автомобиль с кузовом Торпедо черного цвета работы фирмы Баркар был заказан 11 июля 1922 года (как следует из регистра роллс-ройсов, который тщательно ведется Клубом энтузиастов Роллс-Ройса в Англии) русским представителем, довольно точно идентифицированным как Н. Клиншко. 1850 фунтов стерлингов, которые составляли цену его шасси, не включали в себя стоимость (почти такую же, как и шасси, что удалось узнать из старых пожелтевших бумаг) кузова и дополнительного оборудования. Оно состояло, в частности, из лишнего запасного колеса, термометра воды, указателя количества бензина в баке, дюжины поршневых колец, одного поршня в сборе с шатуном и вкладышами подшипников.

По сведениям Д. Дикорато, Роллс-Ройс, которым Ленин пользовался для зимних поездок, приобретен я Лондоне в 1920 году Л. Б. Красиным, главой советской торговой делегации в Великобритании. Чтобы сделать машину пригодной для езды по снегу и льду с наибольшей безопасностью, ее переделали на Путиловском заводе в полугусеничную.

В подтверждение этого любопытного сообщения могу лишь отметить, что осмотр автосаней в Горках выявил наличие термостата и усовершенствованных приборов зажигания, которые появились только в 1919 году. В то же время отсутствие усилителя тормозов и других элементов, внедренных в 1923 1924 годах, дает основание считать, что даты, названные итальянским журналом, соответствуют действительности. Путиловский же завод начиная с 1916 года оснащал приспособлениями А. Кегрессв паккарды, руссо-балты, рано и другие машины.

А Роллс-Ройс с городским номером 236, заказанный, если верить Дикорато, летом 1922 года, мог возить Ленина в 1923 году. Быть может, именно на нем Владимир Ильич совершил 19 октября 1923 года свою последнюю поездку в Москву, когда он в сопровождении Н. К. Крупской и М, И. Ульяновой посетил Всероссийскую сельскохоз
яйственную и кустарно-промышленную выставку.