Автомобильные новости времён СССР

ЧТО ПОКАЗАЛИ ЗАВОДСКИЕ КРОССЫ

Вскоре после Великой Отечественной войны в Ленинграде была проведена матчевая встреча сборных команд Москвы и Ленинграда по зимнему кроссу.

Она заложила основу четырем всесоюзным соревнованиям, которые проводятся теперь каждую зиму и по масштабам своим могут соперничать с первенствами страны по мотокроссу.

{Назовем эти соревнования кросс в Ижевске на приз Совета Министров Удмуртской АССР (класс 350 см), кросс на приз города Коврова (классы 125 и 175 см), кросс на приз Минского мотовелозавода в столице Белоруссии (класс 125 см3) и, наконец, матчевая встреча городов в Ленинграде (125, 175, 350 см3 и мотоциклы с колясками).

Для участия в состязаниях съезжается обычно весь цвет мотоспорта. Кроссы минувшей зимы не представляли исключения, однако не все из них стали настоящим спортивным событием.

…Взорам удивленных спортсменов и тренеров, выехавших на тренировку в парк культуры и отдыха города Ижевска, где проходила трасса, предстал расчищенный бульдозером почти до мерзлой земли пятикилометровый коридор. Он был хорошо укатан долго тренировавшимися здесь местными гонщиками. Прямые участки достигали 800 метров, повороты, подъемы и спуски почти отсутствовали, ширина коридора не превышала двух метров. В таких условиях средняя скорость на трассе достигала 60—65 км/час, а на прямых участках — до 100 км/час. Ни дать ии взять — шоссейная гонка по скользкой трассе!

Во время тренировки гости познакомились и с новыми кроссовыми мотоциклами ИЖ-349, на которых выпала первая команда Ижевска. Основное достоинство новой модели — в оригинальном короткоходном двигателе, развивающем мощность 28—30 л. с. Мотоцикл снабжен 6-ступенчатой коробкой передач.

Появление машины, которая по своим качествам близка к лучшим зарубежным образцам, не могло не обрадовать всех спортсменов. Но настроение все-таки было испорчено. Ведь конкурировать с таким мотоциклом, имея 18-сильный ИЖ-57, да еще на прямой трассе, где все решает мощность двигателя, было невозможно.

Понятно, что заезды были на редкость скучными. Как правило, 7—8 заводских спортсменов первыми уходили со старта и намного опережали остальных участников. В личном зачете победителем стал ижевский мастер спорта Г. Чащипов. В командном зачете первые два места также заняли хозяева трассы.

С чувством горечи возвращались участники с этих в прошлом очень интересных соревнований. Организаторов, видимо, мало интересовала спортивная сторона дела. Им любой ценой хотелось создать самые благоприятные условия для победы «своих» гонщиков.

Все это могло произойти только потому, что всесоюзные соревнования были целиком отданы на откуп местным спортивным организациям, которые, как мы убедились, не всегда оказываются на высоте. Об этом говорят и уроки розыгрыша приза Минского мотовелозавода, который оспаривали 47 спортсменов из 14 команд. Более половины участников — мастера спорта, призеры первенств СССР и международных встреч. Такой состав обязывал организаторов образцово провести соревнования. К сожалению, этого не произошло.

Беды начались с Положения, которое получили участвующие организации. Оно подробно описывало цели и задачи встречи, место и время ее проведения, награждение победителей, но даже самый опытный тренер или судья не смог бы разобраться в условиях мотокросса несколько туманных фраз ничего не могли объяснить. Оказалось, что Положение даже не обсуждалось в Федерации автомотоспорта БССР.

Вызывает удивление, что главная судейская коллегия (главный судья — судья всесоюзной категории Н. Гольдии) взялась судить соревнования на основе такого «Положения». В результате пришлось срочно совместно с представителями организаций составлять условия кросса.

Трасса в Минске была значительно лучше, чем в Ижевске, а вот организация соревнования, охрана трассы и судейство заслуживали самых серьезных нареканий. Старт давался так неквалифицированно, что многие участники даже не понимали команды. Судейская коллегия допускала массу ошибок в счете кругов, в подведении итогов и т. п.

И все же, несмотря на это, борьба на трассе была захватывающей. Победителем матча стал москвич Виктор Арбеков (ЦСКА), выигравший два заезда подряд. Отрадное впечатление оставили минские спортсмены, победившие в командном зачете, и
их мотоциклы М-204.

Кроссовая модель М-70-1 была сделана в прошлом год/. Она имеет современную ходовую часть с низким клиренсом. Двигатель развивает мощность 10— 11 л. с. и обладает высокой надежностью.

Трасса традиционного кросса в Коврове по характеру своему очень напоминала летнюю и включала такие участки, «а которых спортсмены должны были совершать прыжки, приземляясь на заднее колесо, проходить «слаломные» участки на большой скорости. Гонки в Коврове прошли наиболее интересно. В личном зачете победили армейцы В. Арбеков — в классе 125 см3, И. Григорьев— в классе 175 см3. Минчане доказали, что их успех дома был не случаен. Они первенствовали в командном зачете в классе 125 см3. Гонщики козровского «Труда» победили среди коллективов, выступавших на мотоциклах с рабочим объемом 175 см3.