Автомобильные новости времён СССР

Я профессионал в том смысле, что спорт моя работа

Александр, 38 лет, мастер спорта международного класса, г. Москва, ЦСКА, воинское звание капитан.

Обладатель десяти золотых медалей чемпионатов СССР по шоссейио-кольцевым мотогонкам в классах 125, 175, 250 и 350 см, победитель Кубка дружбы социалистических стран 1988 года в личном и командном зачетах (250 см, соцформула), серебряный и бронзовый призер личных и командных чемпионатов Советского Союза по мотогонкам на льду в классе 500, участник личных чемпионатов мира по зимнему спидвею. Универсальность этого спортсмена удивительна. Помимо шоссейне-кольцевых и ледовых гонок, Александр занимался, и не без успеха, еще кроссом, гонками по ипподрому и мотоболом.

Родом я из Невинномысска, на Ставрополыдиме, начал нашу беседу Александр, у нас в городе был один из первых в стране мотобольмый клуб Кавказ. Я, тогда двенадцатилетний мальчишка, не пропускал ни одного матча любимой команды. Сам научился управлять отцовским ИЖ 49, а потом пришел в секцию к тренеру Дмитрию Дементьеву. Здесь, в Невинномысске успел выступить в мотоболе и в кроссе.

А потом ты играл и за сборную Москвы…

– Да, было такое, но не сразу. Приехал в столицу, поступил в профтехучилище. А вскоре неожиданно выступил за мотокоманду ЦСКА в кроссе -видимо, надо было закрыть брешь В группе юношей. К собственному удивлению, выиграл чемпионат Москвы, кросс городов-героев в Ленинграде. Пришло время призыва в армию, и я остался в ЦСКА. И снова мне предлагают стартовать в новом для себя соревновании в чемпионате СССР по шоссейно-кольцевым гонкам. На первом этапе сошел из-за неисправности магнето, а не следующем был третьим.

Как-то легко все у тебя получалось. Везение?

Нет. И кольцевики, и мотокрос-смены ЦСКА были одни из сильнейших в стране. Работать над техникой приходилось рядом с Михаилом Филиным, воспитавшим не один десяток спортсменов, с заслуженным мастером спорта Николаем Севастьяновым, самым титулованным нашим гонщиком. В Москве тогда кольцевикам тренироваться негде было, да и сейчас положение не изменилось, всегда выручала подготовка машин каждодневный, порой и ночной труд. Может быть, с тех пор и до нынешних дней я сохранил (не от хорошей жизни, конечно) привязанность к отечественным машинам ведь их нужно самому делать заново, иначе из бокса не выедешь.

Потом, знаю, была служба в Группе советских войск в Германии. Ты стал одним из лидеров наших кольцевиков. И вдруг снова поворот, не бросая кольцо, появляешься на ледовой дорожке.

Уже вернувшись в Москву, в ЦСКА, как-то услышал, что ты, мол, универсал, а вот по льду выступить тебе слабо. Может быть это было шутка, но меня она задела. И с наступлением зимы успешно выступил в первенстве Москвы и был включен в сборную команду страны.