Автомобильные новости времён СССР

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Невозможно глядеть на этот снимок без боли и сострадания.

Вот еще одна трагедия на дороге, еще одна страшная потеря. Вдвойне, втройне страшная, потому что гибнут наши дети. О которых мы, взрослые, привыкли говорить, что они всегда объект нашего повышенного внимания. Какого уж тут повышенного, если среди них все больше и больше пострадавших от дорожно-транспортных происшествий. По официальной статистике, в 1988 году под колесами автомобилей погибло свыше 5 тысяч детей и подростков в возрасте до 16 лет, а более 40 тысяч было ранено. В начале нынешнего года ситуация стала еще хуже.

Кто виноват в этом! Позвольте ответить вопросом на вопрос а разве есть здесь альтернатива! Пусть нередко сам юный участник движения бывает беспечен и неосторожен. Может ли для кого-нибудь этот факт служить оправданием или утешением! Это не вина ребенка, а беда. Так что же сделали мы, взрослые, чтобы отвести эту беду, научить обходить ее! Почти ничего, во всяком случае очень и очень мало.

Анализ детских дорожно-транспортных происшествий говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев причина в беспечном и неграмотном поведении детей на улицах и дорогах, отсутствии у ребят навыков реально оценивать

опасности в непростых для них дорожных ситуациях. Но кто и как учит их этому! Воспитатели и учителя сами порой слабо владеют предметом. В школах и внешкольных учреждениях, как и раньше, нет хороших наглядных пособий по правилам движения, методических разработок, технических средств обучения. Безнадежно устарели программы и формы проведения занятий. Да и учим в общем-то не тому, чему следовало бы. Изучаем в основном дорожные знаки, правила движения транспортных средств, разные линии разметки. Как будто готовим водителей. Между тем надо учить культуре и навыкам поведения на дорогах, осмотрительности, если хотите, дорожной морали. Не случайно, скажем, в Японии этот обязательный, подчеркиваем обязательный, предмет в программах начальных классов так и называется моральные занятия. На них дети изучают правила поведения в общественных местах и правила уличного движения.

В начале прошлого года Совет Министров СССР в постановлении О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте предписал Госкомнаробру ввести с 1988/89 учебного года в первых седьмых классах обязательное изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, а также обучение навыкам управления велосипедами и мопедами. Увы, это правительственное постановление пока не выполнено. Как и многие другие, принимавшиеся по этой проблеме в разные годы.

Не без греха и водители. Не так уж редко они сами могут предвидеть ошибки юных участников движения, компенсировать их просчеты своим упреждающим действием. Но где там! Они ведут себя с ребятами на равных, полагаются на их благоразумие и расчет, вместо того чтобы брать управление ситуацией на себя. Формально правил движения не нарушают, а по существу ведут себя антигуманно и непрофессионально. Редко водители и общественники автотранспортных предприятий принимают участие в организации досуга детей, создании в микрорайонах игровых площадок, секций, клубов. Чтобы увести ребят с улицы, от опасных мест, от бесцельного времяпрепровождения у дороги.

В общем, пора не на словах, а на деле проявить нашу обеспокоенность столь плачевным положением дел и понимание необходимости принять самые решительные меры для снижения, выражаясь официальным языком, детского дорожно-транспортного травматизма. Иначе откуда ждать желаемых результатов. В чудеса верят только дети. Взрослым людям, вроде бы, не пристало.