Автомобильные новости времён СССР

3,08 ЛИТРА НА 100 КИЛОМЕТРОВ

Когда на улицах городов появились первые автомобили грохочущие, окутанные клубами дыма и пыли чудища, они внушали людям безотчетный страх.

С той поры минул век. К машинам не просто привыкли, они давно стали частью нашей жизни. Но тут-то и выяснилось, что автомобильное нашествие совсем не безобидно. Больше того, размеры бедствия от него столь велики и серьезны, что впору говорить об угрозе самой жизни человечества. Ведь не секрет, что сегодня около сорока процентов от общего загрязнения атмосферы составляют токсичные выбросы автотранспорта окись углерода, углеводороды, в том числе и канцерогенные, окись азота, соединения свинца, сажа опасные для всего живого. Где же выход?

Нужно иначе строить улицы и дороги, скажут одни. Все дело в самом автомобиле, будут утверждать другие. Многое зависит от водителя, станут доказывать третьи. И все будут по-своему правы.

Однако города не перестроишь, десятки миллионов автомобилей сразу не переделаешь, огромную армию автомобилистов не переучишь в один присест. У нас в стране это тем более непросто, что пока, к сожалению, еще не сформировалось общественное мнение, в полной мере сознающее опасность дальнейшего загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом. Вот почему так важно использовать все возможное, чтобы привлечь внимание населения, и прежде всего тех, кто находится за рулем, к экологии автомобиля и тесно связанной с ней проблеме экономии топлива.

Лучшее средство для этого спортивные состязания к такому выводу пришли энтузиасты Рижского политехнического института, которые во главе с доцентом кафедры Автомобили и автомобильное хозяйство Витолдом Шнепсом уже не один год работают над созданием приборов и приспособлений, позволяющих снизить расход топлива, уменьшить токсичность выброса.

Читатели журнала уже знают о том, что рижане в минувшем году провели на спорткомплексе Бикерниеки ралли, где главным критерием стал наименьший расход топлива. После того как редакция За рулем решила придать этим соревнованиям, можно сказать, всесоюзный масштаб, в каждом номере появлялась информация об условиях ЭКОралли-89, требованиях к автомобилям, способах их подготовки, и поэтому не будем еще раз возвращаться к этому. Примечательно, что автолюбителей заинтересовала не столько чисто спортивная сторона дела, сколько возможность проверить свои приспособления для уменьшения расхода топлива, сравнить их с конструкциями других умельцев. А дабы было на кого равняться, организаторы пригласили выступить в отдельном зачете экипажи автозаводов и НИИ на обычных, но идеально отлаженных машинах. Впрочем, заводчане не ограничились этим. На старте ЭКОралли мы увидели подготовленные в НАМИ экспериментальный ГАЗ 24-10 с модульным силовым агрегатом, Москвич 2141 с дизельным двигателем Элко и другие оригинальные машины.

Провести соревнования с участием нескольких сот машин (а именно столько заявок пришло в редакцию) дело непростое. Поэтому на первый раз было решено заранее ограничить число участников 60 экипажами. На старте их оказалось чуть меньше 58, но с весьма широкой географией из Москвы и Риги, Тбилиси и Ленинакана, Надыма и Ленинграда, Запорожья и Пензы, многих других городов. А чтобы уравнять шансы автолюбителей, выступавших на машинах разных марок и моделей запорожцах, москвичах, жигулях, волгах, победителей решили определять в каждой из семи отдельных зачетных групп (восьмую составили экипажи и заводов).

Организаторы постарались не перемудрить по части условий соревнований. Как-никак для многих прибывших к месту старта ЭКОралли стали первыми в их жизни спортивными состязаниями. А задача была архисложная на одной заправке проехать как можно больше расстояния от кемпинга Лиелварде, что в 40 километрах от Риги, до 46-го от Москвы километра Волоколамского шоссе. Заранее было оговорено, что если до финиша дойдет несколько машин, в расчет будет приниматься остаток бензина у кого он больше, тот и выиграл. А чтобы избавить участников от искушения следовать принципу тише едешь дальше будешь, установили среднюю скорость по трассе на трех участках дистанции она составляла соответственно 50,8; 53,8; 56,8 км/ч. Словом, все как и положено на ралли.

На редакционном автомобиле отправляемся в путь и мы, следом за последним экипажем. Довольно скоро нагоняем стартовавших в ч
исле первых. Участники ЭКОралли, судя по всему, поспешают медленно, выбирая наиболее экономичную скорость. Конечно, с учетом того, чтобы не опоздать на пункты контроля времени (KB).

Надо видеть недоуменные лица водителей грузовиков, когда раллийные машины со стартовыми номерами уступали им дорогу, прижимаясь к обочине. Что ж, для победы тут не нужно мчаться сломя голову, а напротив, уметь рассчитывать.

Пристраиваемся к участникам ралли на Москвиче 2141. Это заводской экипаж. За рулем инженер АЗЛК Евгений Масленников. Ровный участок дороги пятая передача, скорость 70 80 км/ч. Шоссе поползло чуть вверх. Скорость падает до 60, но пятая передача везет в гору. А вот начинается спуск, и стрелка спидометра пллзет к цифре 90. Сейчас Евгений пустил машину накатом.

Почти пятьдесят километров ехали мы вслед за Масленниковым. Отметим стоп-сигналы за это время загорелись у его Москвича лишь однажды на финишном КВ. Он вместе с напарником В. Романенко оказался среди 32 экипажей, что сумели проехать на одном баке всю дистанцию в 836 км 210 м. Его результат 4,04 литра на 100 километров оказался лучшим среди москвичей 2141. А наивысшее,достижение 3,08 литра в этих соревнованиях установили москвичи кандидат технических наук Андрей Кириллов и аспирант Валерий Шаповалов, выступавшие в четвертой зачетной группе на автомобиле ВАЗ 2108. И это на стандартном, без всяких переделок, по словам самих победителей, автомобиле. А у многих, напомню, были специальные приспособления для экономии топлива. Конечно, по горячим следам невозможно определить их техническую ценность. Поэтому уже после ралли специалисты тщательно изучат эти разработки. Если они будут того достойны, их оформят как изобретения. С наиболее интересными решениями читатели За рулем смогут познакомиться в одном из ближайших номеров.

Первое всесоюзное ЭКОралли завершилось. И так хочется верить, что идея подобных состязаний, которые не только приучают к бережливости, но и воспитывают экологическую культуру, найдет поддержку по всей стране. Тем самым и будет создаваться та общественная атмосфера, без которой в дальнейшем немыслимо сосуществование человека и автомобиля.